Березы художника П.М. Гречишкина
Березы художника П.М. Гречишкина
Распространенная в Северном полушарии от Сибири до Аляски, в России береза стала национальным символом, отраженным в прозе, стихах, песнях, кинофильмах и в живописи. Она появляется в творчестве множества русских художников, среди которых и П.М. Гречишкин.

Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Иван Шишкин и Исаак Левитан – это далеко не все отечественные пейзажисты, посвятившие свои картины одиноким березам и березовым рощам. 

Алексей Саврасов. Ранняя весна. Березы у реки. 1893 г.jpg

А.К. Саврасов. Ранняя весна. Березы у реки. 1893 г.

Иван Шишкин. Березы после бури. 1871 г.jpg

И.И. Шишкин. Березы после бури. 1871 г.

Из зарубежных живописцев это дерево любил писать Густав Климт.

Густав Климт. Березовый лес. 1902 г.jpg

Густав Климт. Березовый лес. 1902 г.

Тонкая береза присутствует и на бесчисленных этюдах и полотнах П.М. Гречишкина. В одном из своих интервью он говорил о березах так: «Я – пейзажист, и жить в городе для меня невыносимо. Поэтому в моем небольшом саду растут березки, которые я привез из подмосковного музея-заповедника Абрамцево – уникального уголка русской культуры. Это как память о великих певцах, художниках, меценатах, которые там жили и трудились. Я уже давно посадил клены и ели, любуюсь на них, а березы каждый день обнимаю. Это дерево-символ. Россия без него не Россия. А здесь возле дома – мой лесной микромир. Музей природы для меня – великое создание, великая молитва и вдохновение жизни».

Павел Гречишкин. Лесная полянка осенью. 1973 г.jpg

П.М. Гречишкин. Лесная полянка осенью. 1973 г.

Павел Гречишкин. Озеро в березках. 1996 г.jpg

П.М. Гречишкин. Озеро в березках. 1996 г.

Саженцы березок были высажены художником близ его мастерской, построенной в лучших традициях русского деревянного зодчества. Работая над станковым полотном, Павлу Моисеевичу было достаточно посмотреть в окно на любимые березы, чтобы снова вспомнить те чувства и эмоции, которые сопровождали его на пленэре.

119720546_.jpg

Много лет они берегли сердце художника – его мастерскую. Каждый, кто хоть раз приходил к Гречишкину в гости, отмечал необыкновенную красоту березок, чувствовалась их духовная связь с живописцем.

119580126_.jpg

Возврат к списку

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве