Поиск по сайту:

Веер из страусовых перьев
Веер из страусовых перьев

В музейной экспозиции «Культура и быт народов Ставрополья в XVIII – XX вв.» можно увидеть веер из черных страусовых перьев на черепаховых пластинках начала XX века, принадлежавший актрисе Ставропольского театра музыкальной комедии А.А. Лаумец.

Приспособление для овевания и охлаждения лица и плеч известно миру с глубокой древности. Первые письменные сведения о нем относятся к VIII–II векам до нашей эры. Материалы, из которых изготавливали веера, были различными: пальмовые и лотосовые листья, бумага, пергамент, шелк и различные ткани. В середине XIX века в моду вошли веера из страусовых перьев. Своей популярностью и распространённостью они обязаны одомашниванию страусов в южноафриканских странах во второй половине 1860-х годов.

фото 2.jpg

Первая страусиная ферма в Южной Африке появилась в небольшом городке бывшей Капской колонии (ныне территория Южно-Африканской республики) Оудсхорне в 1863 – 1865 гг. Засушливый и теплый климат этой местности идеально подходил для разведения страусов. Спрос на страусиные перья был очень высок: в большом количестве они отправлялись в европейские страны, особенно в Великобританию и Францию, а также в Северную Америку. Доход от такой коммерции приравнивался к торговле золотом, поэтому страусовый бизнес стал быстро распространяться, охватывая мировое пространство.

фото 3.jpg

Крупнейшим центром торговли страусиными перьями во второй половине XIX века стал Лондон, где сначала каждый год, а затем уже и ежемесячно проводились перьевые аукционы. Перья страусов активно шли на создание боа, вееров, украшение дамских шляп и в целом нарядов. В это время страусовый веер становится обязательным вечерним аксессуаром дам. 

фото 4.jpg

Веера различались по качеству, размеру и цене. На качество и стоимость аксессуара влияло то, из каких перьев он был сделан, и какой материал послужил в качестве остова. Самыми дорогими были черные и белые перья самцов страуса, которые брали с конца хвоста птицы, дешевыми же считались серые в красно-коричневую крапинку перья самок, но, как правило, их перекрашивали в модные цвета. Дорогостоящими материалами, из которых делали каркас веера, были слоновая кость, дорогие породы дерева, перламутр и панцирь черепахи, из которого как раз сделан остов нашего веера. Размер аксессуара варьировался от 30 до 60 см.

фото 1.JPG

Веер из перьев страуса был неотъемлемой частью женского наряда вплоть до 1920-х годов. После Первой мировой войны мода на этот изысканный аксессуар уходит в прошлое. Впоследствии веера будут активно использоваться  в театрах для воссоздания того или иного образа. Кроме того, они сохранились во многих семьях. Так, веер из черных перьев, представленный в экспозиции музея, принадлежал Августе Августовне Лаумец – ведущей актрисе Ставропольского театра музыкальной комедии в 1943 – 1948 гг. Начало сценической деятельности Лаумец приходится на  1930-е годы, а с 1938 г. она работала ведущей артисткой в разных театрах страны.

фото 5.jpg

А.А. Лаумец – артистка с широким творческим диапазоном. Она играла в опереттах «Раскинулось море широко», «На берегу Амура», «Морской узел», «Девушка из Барселоны», «Холопка», «Гейша» и др.

фото 6.jpg

Оперетта «Веселая вдова» Франца Легара. Актеры А.А. Лаумец и А.Г. Янушек

В годы Великой Отечественной войны А.А. Лаумец вместе со своим супругом Анатолием Георгиевичем Янушеком, также артистом музыкальной комедии, работали во фронтовом театре Северо-Кавказского военного округа. В послевоенное время супруги обучали пению ставропольскую молодежь, вели драматические кружки. Значительно позднее, в 1980-х годах, некоторые  документы, фотографии, различные предметы, в том числе и веер, были переданы в музей.

аватар.jpg

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве