Поиск по сайту:

Из музыкальной истории Ставрополья
Из музыкальной истории Ставрополья

В фондах Ставропольского музея-заповедника хранится уникальный по своей конструкции бас-баян, созданный одним из старейших преподавателей и пропагандистов музыки в Ставропольском крае, талантливым изобретателем музыкальных инструментов, исполнителем и дирижером Владимиром Васильевичем Павлючуком (1906 – 1986).

В.В. Павлючук родился в г. Ставрополе в семье рабочего печатника. Музыкальные способности у Владимира  выявились еще в раннем детстве: в 4 года он уже учится играть на гармони. Обладая прекрасным слухом, он хорошо подбирал различные мелодии, импровизировал. С семи лет Владимир начинает заниматься в музыкальной школе по классу скрипки и одновременно учится в художественной школе.

фото 2.jpg

После окончания школы ему не удается сразу продолжить музыкальное образование: страна переживает разруху, необходимо восстанавливать народное хозяйство. Из-за нехватки квалифицированных рабочих кадров в промышленности и сельском хозяйстве Павлючук оканчивает курсы трактористов и становится одним из первых механизаторов на Ставрополье.

Однако стремление стать музыкантом не оставляет его, и в конце 20-х годов Владимир Васильевич поступает в Ставропольский музыкальный техникум по классу фортепиано. Одновременно он самостоятельно занимается на баяне, который все больше привлекает его своей новизной, нераскрытыми возможностями, и достигает значительных успехов. В 1931 году, еще будучи учащимся техникума, Павлючук открывает в Ставропольском музыкальном техникуме класс баяна, тем самым положив начало профессиональной подготовке музыкантов-баянистов на Ставрополье. Впоследствии музыкант заочно оканчивает музыкально-педагогический институт в Москве по отделению народных инструментов.

В 1933 году Владимира Васильевича приглашают в Ростовский музыкальный техникум на должность преподавателя по классу баяна. 

фото 3. В.В. Павлючук со своими учениками. г. Ростов-на-Дону. 1934 г..jpg

В.В. Павлючук со своими учениками. Ростов-на-Дону, 1934 г.

В Ростове он активно участвует в общественной музыкальной деятельности: организует проведение творческих концертов, смотров художественной самодеятельности, выступает в качестве члена комиссии по определению качеств баянов, выпускаемых Ростовской музыкальной фабрикой. В эти годы Павлючук становится известным как мастер по совершенствованию устройства баянов. По его проекту создается выборный баян оригинальной конструкции, с котором он в дальнейшем успешно выступал. В 1934 году баянист впервые дает концерт на этом инструменте в Ставрополе, исполнив увертюру «Эгмонт» Л. Бетховена, Венгерские рапсодии (№ 2 и 6) Ф. Листа, вальсы Ф. Шопена.

фото 1.jpg

Увлечение конструированием инструментов Владимир Васильевич пронес через всю жизнь. Уже значительно позже он создает два совершенно уникальных баяна: бас и контрабас.

фото 4.jpg

Один из них – бас-баян – хранится в фондах нашего музея. Он имеет высоту 1 метр 23 сантиметра. Инструмент стоит на полу, и исполнитель играет на нем стоя. Снабженный звуковыми резонаторами, он обладает необычной мощностью и широким диапазоном звучания, богатством тембровых красок. В отличие от своего старшего брата баяна-контрабаса, бас-баян более легкий и подвижный при исполнении. 

фото 5.jpg

Появление этих инструментов в народных оркестрах и оркестрах баянистов помогло бы усилить басовую группу и создать прочный фундамент в звучании оркестра. Кроме того, они могут использоваться и в симфоническом оркестре, так как по звуковым возможностям не уступают, а в техническом отношении даже превосходят смычковые контрабасы.

фото 6.jpg

Помимо конструирования новых музыкальных инструментов, В.В. Павлючук много выступал на концертах, исполняя произведения зарубежных и русских классиков, играл в симфоническом оркестре, дирижировал Ансамблем красноармейской песни и пляски Киевского военного округа, в 1960-х гг. преподавал в Ставропольском культпросветучилище. Также он писал обработки народных мелодий, сочинял этюды и пьесы. Павлючук одним из первых в стране баянистов-исполнителей включил в свой репертуар  полифонические произведения Баха, Генделя, Вивальди. Выступления Владимира Васильевича на баяне опровергли теорию о том, что этот народный музыкальный инструмент нельзя приобщить к симфонической музыке.

аватар и фото 7.jpg

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве