Корпус, шейку и головку инструмента изготавливают из одного куска дерева. Как правило, для шичепшина используют ясень, ольху, грушу, липу или клён. Форма корпуса может быть различной: существуют веретенообразные, овальные, трапециевидные инструменты. Верхняя дека состоит из тонкой доски, она снабжена резонаторными отверстиями в форме скобок, точек, завитков и т.п.
Струны в более раннее время скручивали из волос конского хвоста, позже стали использовать металлическую проволоку. Они проходят через деревянную подставку, внизу их привязывают к кожаным струнодержателям, продетым через отверстия в нижней части корпуса, вверху прикрепляют к вертикальным колкам, вставленным в головку. На шейке струны перехватывают кожаной петлёй, перемещение которой вдоль шейки изменяет высоту звучания.
Струны настраивают обычно в квинту, реже в кварту, диапазон звучания – до двух октав. Звучание у инструмента приглушённое. При игре шичепшин держат вертикально, упирая низ корпуса в колено. Инструмент используется для аккомпанемента пению, иногда в ансамбле; исполнитель на шичепшине обычно является и певцом-сказителем.
Инструмент был очень популярен до конца XIX века, играли на шичепшине преимущественно мужчины. В нашем музее-заповеднике есть замечательный образец данного музыкального инструмента. Его верхнюю часть украшает резная голова лошади.