Поиск по сайту:

Планшет и карта лётчицы Клопковой. Ко Дню Воздушного флота России
Планшет и карта лётчицы Клопковой. Ко Дню Воздушного флота России

«Все-таки я буду летать!», – с упорством твердила 17-летняя студентка плодоовощного техникума Люда Клопкова в далеком 1935 году. Ее мечта сбылась – она стала пилотом гражданской авиации, а в годы войны защищала небо страны в составе Военно-воздушных сил СССР.

Жизнь семьи Клопковых, наполненная частыми переездами со станции на станцию Северо-Кавказской железной дороги (Старомарьевская, Темижбекская, Ставрополь), проходила буквально под стук колес и гудки паровозов. Отец и старший брат Люси были железнодорожниками, а девочка думала только о самолетах. После окончания семилетки она твердо решила «поступать на летчика», но перед экзаменами сломала ногу, и поэтому ей пришлось пойти учиться на бухгалтера в Армавирский техникум. Мысль об авиации никогда не покидала ее, и в 1937 году, с радостью услышав призыв комсомола «Все на самолет!», после 3 курса техникума Людмила тайком подала документы в Батайскую летную школу. От медкомиссии она скрыла свою травму ноги, и ее приняли!  В летной школе девушка училась охотно и с огромным энтузиазмом.

В 1940 году, когда молодых специалистов  распределяли на работу после окончания учебы, Люда попросила, чтобы ее направили в знакомые с детства места. Она получила назначение в город Ставрополь – административный центр огромного края, называвшегося тогда (с 1936  по 1943 г.) Орджоникидзевским. В ставропольском авиаотряде пилоту Людмиле Николаевне Клопковой выдали карту Орджоникидзевского края и летный планшет – картодержатель.

1. Планшет и карта Орджоникидзевского края летчицы Клопковой. Клопковой.JPG

Планшет и карта Орджоникидзевского края, принадлежавшие Л.Н. Клопковой

В то время в гражданской авиации летчиков в полетах не сопровождали штурманы, поэтому первым необходимо было знать и понимать топографические карты самим для ориентировки в воздухе и на местности. На Ставрополье Людмила выполняла мирные полеты по перевозке различных грузов по краю. Но грянула война, и Л.Н. Клопкову направили работать инструктором в учебной эскадрилье, находившейся в городе Тихорецке Краснодарского края, а затем эвакуировали в Баку. 

Людмила стремилась на фронт, ей отказывали, но настойчивая девушка, убедив медкомиссию (старая травма ноги  постоянно давала о себе знать), добилась своего – в самом начале 1943 года она прибыла в женский ночной бомбардировочный полк (ставший вскоре 46-м гвардейским), командиром которого была Евдокия Давыдовна Бершанская. Это был период, когда шла битва за Кавказ, освобождались города и села Северного Кавказа. В этих боях принимал участие и женский авиаполк. В конце января, когда советские войска уже вошли в Ставрополь, полк перебазировался в поселок Книга (ныне с. Октябрьское).

2. Летчицы-инструкторы Таисия Фокина и Людмила Клопкова. г. Тихорецк. Октябрь 1941 г..jpg

Летчицы-инструкторы Таисия Фокина и Людмила Клопкова. г. Тихорецк, октябрь 1941 г.

В воспоминаниях известной летчицы Марины Чечневой описывается трогательный эпизод из той военной жизни Людмилы Клопковой: «Люся упросила командира батальона разрешить ей ночевку в Ставрополе: «У меня мама там, а что с ней? Жива ли? Ничего не знаю. Как пережила оккупацию?» В город въезжали вечером по Старомарьевскому шоссе. В воздухе стоял запах гари. Вместо знакомого завода – черные груды развалин. Разрушен железнодорожный вокзал. Нет красавицы школы № 7. Руины на месте любимого драматического театра. Люся ехала, с трудом узнавая дорогие сердцу места… Мама, постаревшая и похудевшая, жила теперь в другом доме – старый разбомбили. После первых минут счастливой растерянности засуетилась, заспешила, чтобы принять и угостить дочкиных подруг. Отыскалась чудом уцелевшая баночка довоенного варенья, у девчат был паек… Мама, весь вечер удерживавшая слезы, расплакалась. «Мамочка, не плачь, не волнуйся за меня. Работа моя неопасная», – уговаривала ее Люся. Потом все уснули на полу, и только мама сидела до рассвета около дочки, чтобы разбудить вовремя в дорогу. 13 февраля 1943 года летчица Клопкова открыла свой боевой счет». 

Прошло немного времени, и скромную, тихую Людмилу стали считать одной из храбрейших летчиц полка. На самолете «По-2» днем и ночью, в дождь и снегопад, без радиосвязи и парашюта, без защиты и прикрытия, под зенитным огнем противника, вылетала она, как и ее подруги-однополчанки, бомбить врага. Командование отмечало, что Клопкова отлично летает, в воздухе держит себя спокойно и бесстрашно, ее экипаж отличается исключительно точным бомбометанием. Уже в мае 1943 года Клопкова была награждена орденом Красного Знамени, в октябре того же года – орденом Красной звезды, а в апреле 1944 – Отечественной войны I степени. А ведь по состоянию здоровья  Людмила всегда была ограниченно годна к полетам, но скрывала свою болезнь. Когда в конце войны подвели итог фронтовой работы отважной летчицы, оказалось, что она совершила 648 боевых вылетов, налетала 856 часов ночью и 736 часов днем, сбросила 73270 бомб на врага и 6 тонн продовольствия и вооружения советским воинам, попавшим в окружение. 

3. Подруги - Людмила Клопкова и Таисия Фокина после войны. .JPG

Людмила Клопкова и Таисия Фокина после войны

После войны Людмила приехала в Ставрополь, стала опять пилотом Гражданского воздушного флота в своем родном авиаотряде. И вновь в ее работе пригодились летный планшет и довоенная карта края. «Возила на тех же прославленных «По-2» пассажиров, почту и груз», – так кратко написала она в своей автобиографии. Здесь Люда встретила свою судьбу – авиатехника Алексея Яковлева, за которого вышла замуж, став Клопковой-Яковлевой. У них родились две дочери, и пришлось Людмиле, влюбленной в небо, оставить летную работу. Но она еще много лет продолжала работать в Ставропольском аэропорту, избиралась депутатом городского Совета депутатов. 

4.jpg

В послевоенном Ставрополе Людмилу Николаевну Клопкову-Яковлеву знали все. Ее приглашали в учебные заведения города и воинские части, где она рассказывала о войне и о своих боевых подругах. Часто с ее участием проходили встречи и в Ставропольском краеведческом музее, в фонды которого в 1964 году прославленная летчица передала на хранение не только планшет и карту, но и летные очки, форменный ремень, полевую сумку и даже личное оружие – револьвер наган в кобуре. Людмила Николаевна ушла из жизни в 1991 году.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве