Поиск по сайту:

Рисунки периода послевоенной реабилитации художника П.М. Гречишкина
Рисунки периода послевоенной реабилитации художника П.М. Гречишкина

В 1943 году 9 отдельная армия и входивший в ее состав 31-й автомобильный полк, в котором воевал П.М. Гречишкин, были переведены в резерв Северо-Кавказского фронта и расформированы. Рисунки военных лет, по которым мы выстраиваем события боевого пути солдата Гречишкина, на этом моменте обрываются.

1944 – 1945 годы – белое пятно в творчестве П.М. Гречишкина. Это период борьбы за жизнь. Из личных воспоминаний художника известно, что в 1944-м его на руках принес офицер и оставил на больничной койке в военном госпитале Абастумани (Грузия). У пациента была тяжелая стадия туберкулеза, его вес составлял всего 50 килограммов.

Абастумани очаровывает пейзажами небольшого поселения, укрывшегося в лесах Месхетских гор у реки Абастуманки (ныне река Оцхе). Но не красота прославила это место – еще в XIX веке курорт прославился своими термальными источниками и целебным климатом, который помогал в лечении туберкулеза.

Курорт обладал всем тем, что максимально способствовало выздоровлению: чистый горный воздух, умеренная сухость, отсутствие сильных ветров, сосновые леса на горных склонах. Лето не слишком жаркое, а зима мягкая и солнечная. В этих местах свое здоровье поправлял и брат императора Николая II Георгий Романов. Еще при жизни князь Георгий Александрович пожелал построить церковь в Абастумани. Храм имени святого Александра Невского, архитектурный замысел которого был вдохновлен местным монастырем Зарзма, внутри был расписан известным русским художником Михаилом Нестеровым.

До 1917 года Абастумани входил в Ахалцихский уезд Тифлисской губернии. Основание курорта связано с именем доктора А.А. Реммерта, военно-медицинского инспектора Кавказского военного округа. В советские времена (в 1925 году) были построены санаторий (архитектор И.А. Иванов-Шиц), туберкулёзная больница, поликлиника, ванное здание. Сезон длился круглый год.

В 1946 году Павел Моисеевич Гречишкин понемногу начинает восстанавливать свое здоровье. Это заметно по рисункам. В июне 1946 года он пишет несколько работ, посвященных Боржоми. 

П. М. Гречишкин. Рисунок. Боржоми. 1946.jpg

П.М. Гречишкин. Боржоми. 1946 г.

Эти места знамениты своими целебными водами. Как гласит местная грузинская легенда, название «Боржоми» произошло от слов «борж» («крепостная стена») и «оми», что в переводе с грузинского означает «война». Естественные «крепостные стены», образованные ущельем, помогали жителям Боржоми во время войн, происходивших в этих краях в древние времена. 

П. М. Гречишкин. Рисунок. Дом в Боржоми. 1948 г.jpg

П.М. Гречишкин. Дом в Боржоми. 1948 г.

В 1921 году поселок Боржоми получает официальный статус города и одного из любимых мест отдыха Иосифа Сталина. Один из рисунков Гречишкина посвящен  главпочте – месту связи с домом в далекой Татарке. 

П. М. Гречишкин. Рисунок. Главпочта. 1946.jpg

П.М. Гречишкин. Главпочта. 1946 г.

Еще один рисунок – вид на железнодорожную станцию с левого берега реки Куры.

П. М. Гречишкин. Рисунок. Вид на ж. д. станцию с левого бер. Куры. 1946 г.jpg

П.М. Гречишкин. Вид на ж/д станцию с левого берега р. Куры. 1946 г.

В 1947 году в рисунках появляется Тбилиси. Тбилиси в переводе с грузинского языка означает «тёплый источник». У Павла Моисеевича Гречишкина он представлен в городских пейзажах и в эскизах деревьев.

П. М. Гречишкин. Рисунок Тбилиси. 1947 г.jpg

П.М. Гречишкин. Тбилиси. 1947 г.

П. М. Гречишкин. Рисунок. 1947 г.jpg

П.М. Гречишкин. 1947 г.

Очень интересен пейзаж моста Челюскинцев через реку Кура, выполненный в цвете коричневым карандашом. Изящно выписан левый берег с кронами густых деревьев.

П. М. Гречишкин. Рисунок. Тбилиси. Мост Челюскинцев. р. Кура. 1947 г.jpg

П.М. Гречишкин. Тбилиси. Мост Челюскинцев, р. Кура. 1947 г.

С февраля 1947 года в рисунках появляется тема Манглиси – большой деревни в 60 км от Тбилиси, расположенной на склонах Триалетского хребта, на правом берегу реки Алгети. Гречишкин пишет пейзажи подворий, расположенных среди лесного массива, и многочисленные зарисовки деревьев.

П. М. Гречишкин. Рисунок. Грузия. ст. Манглиси. 1947 г.jpg

П.М. Гречишкин. Грузия. Манглиси. 1947 г.

П. М. Гречишкин. Рисунок ели. 1948 г..jpg

П.М. Гречишкин. Ель. 1948 г.

Самый важный рисунок Абастуманского цикла – ворота «Очарование», расположенные в 6 километрах от санатория, в котором проходил лечение художник. На нём он оставил пророческую надпись: «Я думаю, что должно прийти время, когда я смогу утолить свою душу искусством! (рисунком, живописью, пейзажем). 21.7.48. Абастумани, ЗакВО, военный госпиталь».

П. М. Гречишкин. Рисунок. Грузия. Курорт Абастумани. 1948 г.jpg

П.М. Гречишкин. Грузия. Курорт Абастумани. 1948 г.

7 военный госпиталь Абастумани 1948 г..jpg

П.М. Гречишкин. Военный госпиталь Абастумани. 1948 г.  

Почти через 40 лет после написания этого рисунка будет открыта картинная галерея пейзажей заслуженного художника РСФСР П.М. Гречишкина.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве