Фонтан с чудо-рыбой
Фонтан с чудо-рыбой

3 мая на Ставрополье открывается сезон фонтанов. Среди большого разнообразия существующих в мире фонтанов выделяют фонтаны скульптурные. В них композиция водяных струй играет подчиненную роль, а доминирует пластика. К этому типу в городе Ставрополе относится фонтан на бульваре Ермолова напротив кинотеатра «Октябрь».

Он был сооружен в 1957 году в ходе модернизации бульвара на проспекте Сталина, ныне – проспект Карла Маркса. Появился не только фонтан, архитектурное решение получил также пешеходный переход через бульвар к улице Шаумяна.

Автор В. Ольховский

Автор В. Ольховский. 2021 г.

Сохранилось два снимка монтажа фонтана из архива Андрея Никитовича Голуба (1906 – 1998), известного ставропольского мастера сложных лепных и отделочных работ, который лично создавал и украшал многие объекты краевого центра. Строители с помощью автокрана собирают уже готовые элементы фонтана.

На первой фотографии установка основания. На заднем плане северная сторона проспекта.

фото 1.JPG

На втором снимке запечатлен момент установки чаши фонтана. А.И. Голуб, придерживая ее, стоит слева. На заднем плане – южная сторона проспекта.

фото 2.JPG

Спроектировал обновленный бульвар главный архитектор города Бонифаций Фелицианович Будкевич. И на обороте второй фотографии есть автограф Б.Ф. Будкевича с обращением к А.И. Голубу: «На память чудесному мастеру о совместной работе. 3.6.57 г.»

фото 3.JPG

И вот на проспекте Сталина построен новый фонтан.

фото 4.jpg

Снимок сделан до переименования проспекта, которое произошло в ноябре 1961 года. На заднем плане слева виднеется лысоватый склон Крепостной горы.

На следующей фотографии, летней, фонтан работает, на клумбе цветы, проспект украшает красивый фонарь, вот только здание на заднем плане, где теперь заседают мировые судьи, полуразрушено.

фото 5.jpg

Вскоре на месте столба городского освещения появился столб контактной линии троллейбуса. Первый троллейбус (маршрут № 1) пустили в 1964 году. Этот факт, а также особенности одежды горожан, позволяют датировать очередной снимок серединой 1960-х годов.

фото 6.JPG

Коренным образом это место изменилось в 1987 году. За пешеходным переходом, у подножия Крепостной горы, был установлен памятник А.С. Пушкину, архитектурное украшение получила и прилегающая площадка.

фото 7.JPG

Автор Л. Ануров. 1990-е гг.

К началу XXI века фонтан не изменился. Только металлические детали подкрашивали разной краской.

фото 8.jpg

Автор Н. Гальфингер. 2000 г.

Облик фонтана типичен для сооружений послевоенного времени, когда в Советском Союзе в архитектуре и искусстве преобладал так называемый сталинский ампир, архитектура страны-победителя. Для него характерна эклектика (смешение) многих стилей, включая барокко.

Благодаря интернету есть возможность взглянуть на два старинных фонтана в стиле барокко. Один из них находится в итальянском городе Рагуза.

фото 9.jpg

Второй – на другом конце света, в американской Пасадине (Калифорния).

фото 10.jpg

В этих памятниках архитектуры выражены характерные особенности барокко: сложные криволинейные формы, их слитность и текучесть, стремление к величию, пышности, чувственности образов, совмещение реальности и иллюзии, изобилие скульптуры, наличие таких деталей, как волюты (завитки) и маскароны.

Фонтан на бульваре Ермолова создает совсем другое настроение. Все потому, что в архитектуре сталинской эклектики пышность, роскошь и динамичность барокко лишь дополняют монументальность, торжественность, театральную помпезность, строгую симметрию и статичность ампира.

Самая крупная деталь фонтана – его чаша. Это круглая широкая ваза-цветок. От ее краев к центру изливаются тонкие струи.

фото 11.JPG

Автор Н. Гальфингер. 2018 г.

Из центра цветка поднимается фигурный «пестик». Он имеет вид колонны, в которой торжественный ионический ордер с двум завитками-волютами на капители в стиле ампир увенчивает пышный барочный бутон.

фото 12.jpg

Конец 1950-х гг.

фото 12а.jpg

Ионический ордер (слева) и часть его колонны с капителью

Из него также вытекает вода.

фото 12б.jpg

2018 г.

Основание фонтана образуют три детали.

фото 12в.JPG

В центре куб, в котором спрятана гидротехническая «начинка». С двух сторон он украшен горельефом чудо-рыбы, изо рта которой льется прозрачная водяная лента (горельеф – выпуклый рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма изображаемых частей).

фото 13.jpg

Автор Н. Гальфингер. 2018 г.

Архитектурные включения в виде рельефных масок людей, животных и мифологических существ называют маскаронами. С глубокой древности их использовали для того, чтобы отвести несчастья, приписывали им различные сакральные функции. Со временем они все больше становились исключительно декоративными элементами. В эпоху барокко среди маскаронов появились гротескные маски – причудливые, фантастические, эксцентричные, уродливые. Таковы и «рыбы» на ставропольском фонтане, которые и не рыбы вовсе, а дельфины.

Вообще маскароны очень давно используются в декоре фонтанов. И маскароны с дельфинами тоже. Иногда изображения дельфинов более или менее натуралистичные.

фото 14.jpg

Дельфины в волосах маскарона фонтана работы Огюста Родена для Всемирной выставки 1878 года. Париж

Иногда – очень далеки от реального облика животных.

фото 15.jpg

Скульптура дельфина на фонтане довоенного Петергофа 

фото 16.jpg

Маскарон фонтана в виде причудливого дельфина в Петергофе

фото 17.jpg

Фонтан «Навигация» у Морского порта в г. Сочи. Фантастическая деталь – дельфины с чешуей на теле

Как видно, ставропольский дельфин-маскарон по степени своей чудаковатости ничуть не выбивается из общего ряда своих собратьев. Хотя символических смыслов в мировой истории изображений дельфинов множество, сочинять не стоит: здесь он просто существо, естественным образом связанное с водой.

По бокам от центрального куба основание фонтана украшают два гигантских изящно изогнутых фестончатых листа, исходящих из завитков-волют с цветочными розетками в центре. Они визуально создают устойчивую, незыблемую опору композиции. А еще фрагменты таких листьев спрятались в изображении чудо-рыбы – заменяют ей нос и усы. Это акант, средиземноморское растение, столь часто используемое в декоре сооружений, что его можно считать символом искусства архитектуры.

фото 18.jpg

Акант мягкий. Автор Е. Спиваковский

В зависимости от смены стилей в искусстве лист аканта изображали по-разному. В эпоху сталинского ампира акант был очень популярен, имел пышные и мягкие формы, символизирующие изобилие.

фото 19 Комсомольцы-строители Москвы.jpg

Г.Э. Сатель. Комсомольцы-строители Москвы (лепщики). 1949 г. Репродукция из фондов Череповецкого музейного объединения

А вот маскароны не очень приветствовались. Тем более гротескные. Разве что в «легком жанре» – украшении парков, кинотеатров и других подобных учреждений.

В целом огромные листья аканта, которые словно разворачиваются упругой силой спирали и «стекают» в стороны, а также «безыдейная» чудаковатая рыба, дразнящая бегущей из широкой пасти водой, в прямом смысле слова оживляют фонтан.

Со стороны кинотеатра «Октябрь» фонтан неразрывен со сбегающими и перекрещивающимися между собой дугами бассейна, обрамляющими дорожки и их балюстрады.

фото 19а.JPG

Автор В. Ольховский. 2021 г.

С севера он выглядит более статично, но здесь вблизи радует глаз множество взмывающих и падающих в чашу струй.

На снимке апреля 2021 года видно, что колонны в центре чаши нет. Снята она на период зимы или утрачена, скоро узнаем, когда откроется сезон фонтанов.

фото 20.jpg

Апрель 2021 г.


Н.А. Гальфингер

Возврат к списку

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве