Поиск по сайту:

За Родину-мать!
За Родину-мать!
В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы продолжаем разговор о хранящейся в музее коллекции военного плаката. И самым известным, пожалуй, является плакат  “Родина-мать зовет!” В коллекции музея имеется несколько репринтных изданий этого шедевра.

Спустя неделю после начала Великой Отечественной войны проходившие по улице Горького в Москве, мимо Центрального телеграфа останавливались, потрясенные. Во весь фасад соседнего с телеграфом здания был размещен огромный плакат. Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза стоящему перед плакатом, одна рука ее вскинута вверх, другая держит текст военной присяги.

20200426_182358.jpg

Плакат “Родина-мать зовет!” на улице Горького в Москве.

Священный, близкий сердцу каждого образ Матери, Родины-Матери. Этот образ объединил в себе личностное с общественным, судьбу каждого с судьбой всего народа.

Солнечным утром 22 июня 1941 г. автор плаката Ираклий Моисеевич Тоидзе, как обычно, работал над очередной иллюстрацией к поэме Ш. Руставели “Витязь в тигровой шкуре”. И вдруг - сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на нашу страну. Художник быстро и нервно зашагал по комнате, сразу переключился на создание призывного плаката. Лихорадочно работала мысль: да, он сейчас же, немедленно должен написать образ женщины-матери, который для каждого дороже всего на свете. И не просто мать, а Родину-Мать. Мастер понимал, что этот образ должен вобрать в себя образ всех матерей, убеленных сединой, вырастивших для Родины любимых сыновей, которых теперь предстоит благословить на ратный подвиг. И вдруг дверь с шумом распахнулась и к нему в мастерскую ворвалась жена с криком: “Война!” Поднятая вверх ее рука указывала через распахнутую дверь туда, где из уличного репродуктора только что прозвучало потрясающее сообщение. Жена художника Тамара Федоровна страшно испугалась за детей и выражение ее лица было, видимо, такое, что Ираклий Моисеевич воскликнул: “Стой так и не двигайся!” и начал делать наброски.

Как вспоминал сын И.М. Тоидзе Александр, его мама была очень красивая, в 37 лет выглядела очень молодо, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем. Ираклий Моисеевич очень любил поэзию Андрея Белого и однажды в томике стихов подчеркнул запавшие в душу строки: “Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать”. Отсюда и родилось название плаката.

К утру плакат был готов, а через пять дней вышел из типографии тиражом более миллиона. Вскоре его увидела вся страна. Глядя на плакат “Родина-мать зовет!”, советские люди невольно подтягивались, становились строже, непреклоннее, решительнее. В сердцах их вспыхивал огонь лютой ненависти к сеявшему смерть вероломному врагу, возникало неукротимое желание немедленно вступить с ним в борьбу. 

rodina-1.JPG

И.М. Тоидзе. “Родина-мать зовет!” 1941 г.


Этот плакат провожал воинские эшелоны, уходящие на фронт с Белорусского вокзала, а оркестр исполнял только что рожденную песню А.В. Александрова и В.И. Лебедева-Кумача “Священная война”.

 И.М. Тоидзе вспоминал, что когда плакат увидела вся наша многонациональная страна, то каждый народ считал изображенную на нем женщину представительницей своей национальности: русские - русской, украинцы - украинкой, грузины - грузинкой… Иногда солдаты находили в ней сходство с собственными матерями. Вот какой случай произошел с плакатом на фронте. В одном из наших городов советские войска вели упорный оборонительный бой с превосходящими силами противника. Один из солдат - защитников города, увидел на стене полуразрушенного дома плакат “Родина-мать зовет!” и воскликнул “Моя мама!” Не выдерживая напора врага, наша часть стала отходить. Тогда боец решил, что он не оставит свою маму гитлеровцам. Бережно снял он со стены плакат, отряхнул с него пыль  и копоть, сложил осьмушкой и сунул за пазуху, чтобы сохранить на память. Только выскочил из горящего здания, догоняя отходящих товарищей, и тут же упал, сраженный пулей. Она прошла сквозь плакат и попала в сердце солдата…

Плакат был выпущен на всех языках народов СССР миллионными тиражами, стал известен всему миру. Его видели на башне танка, на щите артиллерийского орудия, на фюзеляже самолета и, наконец, на колонне поверженного Рейхстага в Берлине. Он звал на справедливый бой.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве