Поиск по сайту:

Museum Week 2020. День 6
Museum Week 2020. День 6
Тема шестого дня #MuseumWeek2020 — технологии #TechnologyMW  Кажется, что информационные технологии — явление относительно новое. На самом деле, они существуют столько же, сколько и человечество. А в политике и войнах — порой важнее любых ресурсов.

Фашисты придавали информационным технологиям слишком большое значение, чтобы упустить такой важный аспект, как образование.
Гитлеровцы принялись налаживать систему обучения на занятой ими территории СССР уже к концу 1941 года, а начиная с 1942 года начальное обучение стало обязательным.
 
Школьное обучение при оккупантах было платным. С родителей первоклассников брали по 20 рублей в месяц, со второклассников — 30, обучение с 5 по 7 классы было необязательным, и стоило 200 рублей в месяц. Для возрастных групп старше 14 лет немцы ввели вместо учебы трудовую повинность.
 
Изменился и набор школьных предметов: главным и обязательным стал немецкий язык. Русский язык объединили с рисованием и пением. Остались предметы: физкультура, математика, география, естествознание, рукоделие для девочек и труд для мальчиков, а также закон Божий.
 

школа война.jpg


  История и литература преподавались в идеологически переработанном виде. Положительно трактовалась немецкая миграция в Россию и рекламировались перспективы переезда на работу в Германию. Постоянно проводились политзанятия, во время которых детям рассказывали расовую теорию и превозносили роль Германии в деле освобождения страны от большевиков. Особое внимание уделялось созданию положительного образа Гитлера. В школьных классах его портрет помещался на самом видном месте.
 
Ставрополец Михаил Александрович Горькава вспоминал: «В начале сентября нас, мальчишек, живших на Подгорных улицах, заставили идти в открывшуюся школу. Это было здание в два этажа по сегодняшней улице Победы. Достали мы учебники и по приказу немецкого офицера, хорошо говорившего по-русски, стали заклеивать картинки с советскими вождями и военачальниками...»
 
Из воспоминаний Любови Петровны Ефановой, впоследствии доктора филологических наук, профессора Ставропольского государственного университета: «Немцы заставили родителей отвести меня в начальную 9 школу.Навсегда запомнила нашу учительницу Антонину Васильевну, с которой мы на занятиях шепотом пели советские песни… Как-то на урок немецкого в класс вошли сразу несколько офицеров. Мы сидели ни живы ни мертвы. Да и учительница стала бледной, как полотно. Немцы весь урок просидели в классе, однако, ничего не заподозрив, остались довольны».
 

школа война 2.jpg


Герман Алексеевич Беликов рассказывал: «К сентябрю в городе было открыто восемь начальных школ. Кроме того, поскольку немцам для ремонта техники не хватало токарей, слесарей, кузнецов, формовщиков и других рабочих специальностей, вновь было открыто ремесленное училище в здании сегодняшней школы №4 (ул. Голенева, 46). Сюда направляли подростков с биржи труда. Открылся и сельскохозяйственный институт...»

При этом Беликов подчеркивал, что учебными заведениями был охвачен малый процент детей и студентов, наши земляки всеми силами сопротивлялись, стараясь, по возможности, оставлять детей дома.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве