Поиск по сайту:

Красный товар и медали «За усердие». Из жизни ставропольских купцов
Красный товар и медали «За усердие». Из жизни ставропольских купцов

Судьбы многих купеческих семей до сих пор остаются неизвестными, их имена пытались предать забвению в отечестве в течение почти всего ХХ века. Биографию купца Петра Степановича Ерганжиева недавно удалось восстановить научному сотруднику музея при изучении истории Ставропольского отделения Государственного банка Российской империи.

В свое время большой двухэтажный магазин, построенный Петром Ерганжиевым напротив аптеки Байгера в 1913 году, в Ставрополе знали все. Здесь, недалеко от Нижнего рынка, купец бойко продавал «красный товар»: ткани, текстиль, мануфактуру. И даже место, где находилась эта торговая точка – перекресток Николаевского проспекта и улицы Хоперской (ныне угол проспекта Карла Маркса и улицы Голенева) – стали называть «Ерганжиевским углом». Кстати, земельный участок здесь считался чуть ли не самым дорогим в городе. И неслучайно прежними его владельцами были известные ставропольские богачи: Деревщиков, Алафузов, Попов. 

1 Магазин Ергажиева на Николаевском проспекте в Ставрополе. Предположительно 1914 год.jpg

Магазин Ергажиева на Николаевском проспекте в Ставрополе. Предположительно 1914 г.

Казалось бы, прошло совсем немного времени с того момента, когда в 1890 году тридцатилетний Петр Ерганжиев, мещанин из Нахичевани, приехал с молодой женой Александрой (урожденной Сеферовой) к своим родственникам в Ставрополь. На новом месте родился первый ребенок – дочь Евгения, а потом один за одним на свет появились долгожданные сыновья-наследники: Гавриил, Степан и Аркадий. Но при этом за короткий срок, буквально за пять лет, отец семейства стал купцом 2-й гильдии и, будучи официально причислен к обществу купцов города Ставрополя, активно развивал собственное дело – торговлю красным товаром. 

2 Квитанция о денежном почтовом переводе от С.М. Ерганжиева купцу Н.В. Конюхову .jpg

Квитанция о денежном почтовом переводе от С.М. Ерганжиева купцу Н.В. Конюхову

На судьбу купца Петра Ерганжиева прямо повлияло открытие в конце ХIХ века в Ставрополе отделения Госбанка. Дело в том, что при каждом отделении Государствен­ного банка создавались учетно-ссудные комитеты, куда обычно входили пять-шесть знатоков из местной деловой элиты. Естественно, предпочтение отдавалось людям «опытным в торговле и пользующимся доверием торгового сословия». Никаких денежных вознаграждений за работу в комитете его члены не получали, только особо добросовестные удостаивались от государей императоров орденов, медалей, «благоволений». В мире купли-продажи и больших денег нравственные качества тоже имели немалое значение. Преимущественно это были купцы 1-й и 2-й гильдий. Но и среди них редчайшим исключением был Петр Ерганжиев: он бессменно оставался в составе учетно-ссудного комитета 22 года!

И не только в отделении Госбанка считали, что Петр Степанович «весьма сведущ в мануфактурной и галантерейной торговле, пользуется среди местного общества полным уважением». Уважаемый и энергичный купец несколько раз избирался гласным Ставропольской городской думы, входил в состав губернского присутствия по государственному налогу. В 1912 году Петру Ерганжиеву пожаловали звание личного почетного гражданина. Его полезная деятельность на благо экономического развития города и губернии была отмечена высокими наградами – четырьмя золотыми медалями «За усердие» для ношения на шее на Станиславской, Аннинской, Владимирской и Александровской лентах. 

3 Медаль За усердие .jpg

Медаль «За усердие»

Последний наградной лист, где торжественно сообщалось о том, что Государь император по представлению господина Министра финансов Всемилостивейше соизволил пожаловать золотой медалью члена учетно-ссудного комитета Ставропольского отделения Госбанка П.С. Ерганжиева, был подписан Николаем II 1 января 1917 года. А что же было в судьбе купца дальше? Об этом нам рассказали потомки брата Петра Степановича Ерганжиева – Савелия, живущие в Ставрополе и знающие свою купеческую родословную.

После октябрьского переворота страну накрыли события, ставшие для Ерганжиевых настоящей катастрофой. В Ставрополе, как и в других местах, начался «красный террор». Новая советская власть национализировала частную собственность, заводы, магазины, дома и даже личные вещи. Представителей так называемой местной буржуазии арестовывали и убивали без суда и следствия. Потрясенный всем происходящим и будучи глубоко порядочным человеком, Петр Степанович в 1918 году принял решение добровольно уйти из жизни…

Здание магазина Ерганжиева стало государственной собственностью. Сначала в нем разместили Губсовнархоз, затем редакцию газеты «Власть Советов», а потом вернули вновь на торговую стезю, отдав помещения городскому потребительскому обществу с продовольственным магазином и промтоварами. 

4 Центральныйунивермаг на проспекте Сталина (К. Маркса). г. Ставрополь. 1953 г..jpg

Центральный универмаг на проспекте Сталина (К. Маркса). г. Ставрополь. 1953 г.

В послевоенные годы здесь был Центральный универмаг, чуть позже – магазин «Детский мир». 

5 Магазин Детский мир. г. Ставрополь. 1977 г..jpg

Магазин «Детский мир». г. Ставрополь. 1977 г.

В 1970-х годах совершенно был изменен фасад здания (далеко не в лучшую сторону). Наши современники продолжают здесь успешно вести торговые дела. И хотя основательно забыто устаревшее словосочетание «красный товар», историки стараются не предать забвению имя купца Ерганжиева. 

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве