Для каждого исторического периода характерны свои типы оружия, оно развивалось и совершенствовалось вместе с эволюцией общества. Неудивительно, что оружие, созданное на территории Северного Кавказа, имеет свои особенности, характерные только для этого региона.
Наглядным примером кавказского оружейного производства является кремнёвое ружье, изготовленное в Дагестанском ауле Кубачи, которое представлено в экспозиции зала этнографии Ставропольского музея-заповедника.
Следует отметить, что в Кубачи оружие изготавливалось не целиком – стволы выковывали в селении Харбук. Ствол ружья делался тремя мастерами: первый из них, ствольщик, считался главным. Он изготавливал из шинной стали проволоку, из которой дальше выковывался сам ствол. Он же нанимал и оплачивал работу других мастеров, один из которых делал нарезы в стволе, а другой опиливал и шлифовал заготовку, придавая ей товарный вид. Мастера из Кубачи покупали эти ружейные стволы, изготавливали или покупали ложи и замки, производили сборку и украшение золотой и серебряной насечкой, они же и считались в итоге изготовителями ружья.
Ствол ружья сделан из дамасской стали, которой сейчас приписываются чуть ли не магические свойства: невероятная твердость, прочность, исключительные режущие качества и долговечность. И, конечно же, рецепт настоящей дамасской стали давно утерян, а современные изделия являются лишь грубой копией и не имеют свойств оригинала. Это представление является скорее мифом, живущим в общественном сознании, чем реальностью: современная дамасская сталь не уступает более ранним образцам. Использование дамасской стали для изготовления кавказского оружия, в первую очередь, определялось тем, что это был доступный способ получить сталь достаточно высокого класса в условиях развития металлургии того времени.
Кубачинское оружие было нарезным, и кремнёвое ружье из музейной коллекции не является исключением. Связано это с тем, что на Северном Кавказе был дефицит черного пороха и свинца, поэтому меткая снайперская стрельба была предпочтительнее скорострельности. Пуля, выпущенная из такого ружья, летела дальше и меньше отклонялась от линии прицела в сравнении с гладкоствольным оружием, но скорость стрельбы падала до 1 выстрела в 5 минут, так как протолкнуть пулю в нарезной ствол было непростой задачей. Для сравнения, нормой гладкоствольного оружия было 3 – 4 выстрела в минуту в боевых условиях.
Высокие боевые качества кубачинского оружия начинают падать в первой половине XIX века, и к 1850-м годам оружие становится скорее декаративно-парадным, нежели боевым. Произошло это из-за продолжительной Кавказской войны, когда мастера-оружейники в условиях высокого спроса вынуждены были увеличивать количество производимого оружия и снижать его конечную цену, что отразилось на качестве ружей в целом.
Во второй половине XIX века кремнёвое оружие уступает первенство пистонным и скорострельным ружьям и револьверам. Тем не менее, оно продолжало производиться для гражданского населения в качестве охотничьего вплоть до начала ХХ века. Сейчас кремнёвое оружие не используется.