Поиск по сайту:

Иконы-складни в жизни казачества
Иконы-складни в жизни казачества

«Казак без веры не казак», – эта пословица отлично иллюстрирует отношение казачества к религии. Православие определяло жизненный путь казака с первого дня его земной жизни, формировало мировоззрение и поведенческие установки. Казаки выполняли свой долг по охране государственной границы, и в этой нелегкой службе их сопровождала и охраняла икона-складень.

IMG_20200602_151101.jpg

Это миниатюрный переносной иконостас, состоящий из нескольких складывающихся частей. На каждой из них или только на центральной изображался святой образ.

IMG_20200602_150609.jpg

На Руси иконы-складни появились почти одновременно с принятием христианства – в Х в. Изначально привезенные из Византии, в русских землях складни быстро завоевали популярность у всех сословий. Наиболее распространенными стали тельные, наперсные и ставные складни – «путные» иконы, которые брали с собой в путешествие, в военный поход, на промысел или в деловую поездку.

IMG_20200602_150502.jpg

Особой любовью у православных на Руси пользовался триптих – трехстворчатый складень, у которого средняя часть закрывается двумя боковыми створками. Триптих воспроизводит образ Царских врат, центрального места в пространстве иконостаса.

IMG_20200602_150447.jpg

Процесс производства старинных складней был довольно трудоемким, и результат зачастую не отличался высоким качеством. Складни отливались из металлов – бронзы и меди, украшались драгоценными камнями и металлами, эмалями и костью. Такие иконы не боялись ни воды, ни огня и оберегали казаков в походах и в бою.

IMG_20200602_151118.jpg

В отделе истории казачества можно увидеть тельные и ставные складни, а также другие предметы православной культуры.

IMG_20200602_150943.jpg

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве