Поиск по сайту:

Находки из некрополя Татарского городища
Находки из некрополя Татарского городища

На поверхности каменной насыпи кургана склепового могильника №2 Татарского городища было обнаружено множество предметов, отражающих разные аспекты жизни населения Ставропольской возвышенности V – III вв. до н.э.  

Среди находок кургана – жертвенные комплексы, состоящие из деталей конской упряжи: серебряной ворворки (распределителя ремней конской упряжи), бронзового наносника и нащёчника, железных двухпетельчатых удил. Здесь также найдены фрагменты чернолакового сосуда, ручки красноглиняных греческих амфор с клеймами III в. до н.э., несколько сосудов и мисок, фрагменты амфорной керамики, а также украшения в виде бронзового браслета и бусины из глухого розового стекла бочонкообразной формы с бороздками на поверхности – подражание подвескам-скарабеям.

Отдельно остановимся на двух находках из погребальной камеры: медальоне-горгонейоне и краснофигурном чернолаковом сосуде.

Медальон-горгонейон представлен штампованной круглой керамической пластиной с изображением головы Медузы Горгоны. Подобные предметы встречаются в погребальных комплексах Прикубанья и подробно изучены исследователем В.Р. Эрлихом. Он отметил, что медальоны-горгонейоны характерны для памятников второй половины IV – III вв. до н.э. в Прикубанье, Центральном Предкавказье и на территории Европейского Боспора. Непрочные терракотовые копии золотых украшений делались в Северной Греции специально для погребений. Подобные украшения изготавливались в технике «боло». Сначала изделие покрывалось слоем белого цвета, состоящим из гипса, каолина и желатина, затем наносилось покрытие желтого цвета, состоящее из охры, замешанной на яичном желтке. Потом на этот слой наносился тончайший лист сусального золота.

09_Горгонейон из Тенгинки.jpg

Горгонейон из Тенгинки

Медальоны занимали центральное место в терракотовых ожерельях. В кургане №2 II Тенгинского городища на Кубани сохранилась центральная часть подобного ожерелья. На горгонейонах изображали женских персонажей: Медузу, Афину в шлеме, Артемиду-Селену. Золоченые терракотовые копии золотых ювелирных украшений изготавливались специально для погребений, хотя иногда их находят в святилищах. 

Вторая интересная находка была обнаружена в погребальной камере. Это фрагменты краснофигурного чернолакового сосуда. Венчик и часть горловины с внешней и внутренней сторон покрыты сплошным черным лаком. 

10_керамика с сердечками.jpg

Керамика с сердечками

На нем разбросаны красные сердечки вершинами вверх и вниз. Их следует трактовать как пояс из плюща. В эллинистической культуре плющ считался символом бога виноделия и страсти Диониса. Это вечнозеленое растение традиционно символизирует бессмертие. Считалось, что венок из плюща обладал еще одной немаловажной функцией – предотвращал опьянение, поэтому Диониса часто изображали с венком из плюща на голове. По одной из версий, прототипом современного символа влюбленности в виде сердца был всё тот же плющ.

12_амфора.jpg

На другом фрагменте стенки сосуда с росписью на черном фоне вазописец изобразил красные фигуры мужчины и женщины. Их детали прорисованы тонкими черными линиями. Здесь видны два персонажа: часть обнаженной мужской фигуры, левая рука которой опущена вниз и держит жезл, нижняя часть фрагмента утрачена. Авторы раскопок предположили, что жезл можно трактовать как кадуцей (жезл с крыльями на навершии, обвитый двумя змеями, атрибут Гермеса и Меркурия). Сохранилась также часть женской фигуры в подпоясанном одеянии с вертикальными складками. Женский персонаж держит кувшин, наклоняя его в сторону мужчины. Отдельный керамический фрагмент изображает часть мужского обнаженного торса.

13_торс.jpg

Это яркий образец античной краснофигурной чернолаковой посуды, появившейся в 530-х гг. до н.э. и просуществовавшей до конца IV в. до н.э. К сожалению, полностью воссоздать изображенный на керамике сюжет пока не удалось.

14_фрагмент торса.jpg

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве