16 – 18 июня 2023 года сотрудники Ставропольского музея-заповедника и команда фестиваля «Наследие степей и гор» примут участие в онлайн-мероприятиях в рамках Открытых дней археологии. Этот проект, инициированный Институтом археологии РАН, посвящен популяризации археологического наследия, его цель – рассказать широкой аудитории об археологических памятниках нашей страны, методах археологических исследований.
В июне продолжает работу музейный культурно-образовательный проект «Расту в музее». В рамках проекта формируются сборные группы на тематические и интерактивные экскурсии с мастер-классами.
Несмотря на все невзгоды, огородный сезон начинается. Комплект садовых инструментов практически у всех владельцев участков однотипный- лопаты, тяпки, грабли, что-то моторизованное и так далее. Даже в такой консервативной сфере могут появиться новые идеи по облегчению работы. В конце 1980-х ставропольский изобретатель-рационализатор А.Г. Дворянидов сконструировал и запатентовал несколько инструментов для более комфортной работы на земле. Образцы были переданы музею.
Невозможно не оценить значение танковых войск в ходе Великой Отечественной войны, которые всегда находились на передовой. Правильное командование и тактический подход позволяли им воевать с максимальной эффективностью. Широко использовались действия из засад в сочетании с контратаками, что позволяло уничтожать превосходящие силы противника. Не было ни одного крупного сражения без участия танков.
Восьмидесятые годы стали десятилетием выхода компьютеров в мир. Они стали появляться не только в крупных учреждениях, но и в школах, небольших конторах и в домах. Большой вклад в это внес английский предприниматель Клайв Синклер, выпустив в 1982 году компьютер ZX Spectrum. Данная модель обрела популярность по всей Европе, по обе стороны «железного занавеса».
В детстве мы часто перебираем гальку, лежа на пляже, где-нибудь на берегу моря, или речки. Изредка нам попадаются совершенно необычные камни – на окатанной поверхности видны, словно проросшие в камне веточки лишайников, мох, травы, а то и целые лесные пейзажи. Иногда такую картину можно наблюдать и на шершавой поверхности песчаников или известняков, которые слагают нашу Ставропольскую возвышенность. В минералогии их принято называть дендритами.
Зеленая Тара — уникальный шедевр и памятник прикладного искусства калмыцких вышивальщиц конца XIX века. Создана икона к 300-летнему юбилею Дома Романовых, отмечавшегося в Большедербетовском улусе в 1913 году. Икону вышили шелком по темно-синей материи девочки 10-14 лет под руководством ведущих зурачей хурула и мастериц-золотошвеек.
Среди археологических коллекций музея-заповедника имеются предметы, которые свидетельствуют о связях нашего региона с древними центрами и государствами Ближнего Востока. Среди таких предметов - находка в скифском кургане VII века до н. э ., который был раскопан в 1973-1974 годах на трассе Большого Ставропольского канала в Александровском районе вблизи хутора Красное Знамя.
Ежегодно 1 апреля, музеем-заповедником отмечается Международный день птиц — важная экологическая дата, цель которой сохранить видовое разнообразие и численность птиц.⠀ ⠀ На Татарском городище, как и во всех Ставропольских лесах, проживает довольно много дятловых птиц. Татарский лес служит домом для 4 видов дятлов.
1 апреля (19 марта по старому стилю) является печальной датой для всего осетинского народа – в этот день в 1906 году, прожив недолгую, но насыщенную жизнь, умер осетинский просветитель, художник и литератор Коста Леванович Хетагуров. В День его памяти все почитатели личности поэта собираются вместе, читают его стихотворения, знакомят молодое поколение с его творчеством, возлагают цветы к памятным местам – местам, призванных увековечить память К.Л. Хетагурова и ставших, таким образом, символом национальной памяти осетин.
И.Е. Забелин, исследователь русского быта, писал о том, что лишь юные девицы могут носить открытые волосы, а замужняя женщина «должна иметь покрывало на голове в знак власти [мужа] над нею». Со 2-й половины XVIII в. в России в моду вошли кружевные платки и шали. Главными центрами производства коклюшечных кружев у нас в стране были Елец и Вологда. Кружева плели из хлопчатобумажных и льняных нитей. Для придания блеска изделиям мастерицы использовали льняные лощеные нити, смешанные с волокнами крапивы.
Корюн Геворкович Казанчан, заслуженный художник РСФСР, член Союза художников СССР, член Правления Союза художников СССР, председатель Правления Ставропольской организации Союза художников РСФСР. Его картины экспонируются в Ставропольском государственном музее-заповеднике, Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, Удмуртском республиканском краеведческом музее, Тверской областной картинной галереи, Смоленском государственном музее-заповеднике и других российских музеях.
2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве