26 чудес Ставрополья. Казаки-некрасовцы
На территории Ставропольского края проживают потомки казаков-некрасовцев. Их предки принимали участие в восстании Кондратия Булавина и Игната Некрасова.
Булавинское движение возникло на Дону в 1707 г. После поражения под Азовом в июле 1708 г. «домовитые» казаки и старшины организовали заговор и убили Булавина. Однако с его смертью восстание не прекратилось. Лидером движения стал И. Некрасов. Чтобы спасти участников движения, он увел их на Кубань, бывшую тогда в зоне влияния Крымского хана. С Некрасовым ушло 2000 человек. Они поселились на Таманском полуострове, а когда в 1791 г. под ударами русских пала Анапа, некрасовцы бежали в Турцию. Часть их расселилась в районе озера Майнос. Эта группа отличалась большой замкнутостью в плане общения с внешним миром. Проживая на Майносе, некрасовцы сохранили казачий общественный строй, православную веру, язык и русскую культуру.
«У печи». Берестнева Мария Васильевна на Подворье казаков-некрасовцев. Ставропольский край, Левокумский р-н, пос. Новокумский. 2020 г. Фотография А.П. Смольникова
В ХХ в. положение некрасовцев резко ухудшилось. Турецкое правительство принимало законы, ограничивающие хозяйственную и культурную деятельность национальных меньшинств. Коснулось это и некрасовской общины. Казаки были лишены автономии: закрыли русскую школу, русские имена и фамилии стали заменять турецкими. Угроза ассимиляции заставила некрасовцев задуматься о возвращении на историческую Родину.
«Казаки-некрасовцы». Семья Никулушкиных: Никита Яковлевич и Матрёна Ефремовна в традиционной одежде со старинной иконой. Ставропольский край, Левокумский р-н, пос. Новокумский. 2020 г. Фотография А.П. Смольникова
Атаман Василий Саничев обратился к советскому правительству и получил разрешение на въезд. В сентябре 1962 г. 215 семей (1000 человек) некрасовцев вернулись на историческую Родину. Их поселили в Левокумском районе Ставропольского края (пос. Кумская Долина и пос. Новокумский). Специально для них были построены новые дома. Они стали трудиться на виноградниках. До наших дней некрасовцы сохранили традиции, песни, одежду и языковое своеобразие.
«Мастерица». Синякова Валентина Ивановна на Подворье казаков-некрасовцев работает на ткацком станке для плетения шерстяных узорных поясов. Ставропольский край, Левокумский р-н, пос. Новокумский, 2020 г. Фотография А.П. Смольникова
Крой женского костюма оставался у них неизменным на протяжении сотен лет. Рубаха, хранящаяся в Ставропольском государственном музее-заповеднике, имеет красные шелковые рукава и сиреневый подол с красной полосой. Поверх рубахи некрасовки носили полосатые балахоны, украшенными тесьмой и кружевом. Для замужней женщины обязательным было ношение платка, украшенного подвесками, сплетенными из бисера.
Казачки-некрасовки со своим пастырем в храме Успения Пресвятой Богородицы в пос. Новокумском. Ставропольский край, Левокумский р-н, 2020 г. Фотография А.П. Смольникова
В музее-заповеднике хранится также комплект праздничной одежды казака-некрасовца. Он состоит из белой рубахи с плетеным поясом и красных штанов. Порты повторяют крой древнерусских штанов с широким шагом; их по линии талии затягивали на шнуре. Рубаха прямого покроя с воротником стойка сшита по выкройке XVIII в., так как некрасовцы, живущие в Турции, свято чтили традиции Родины и не отступали от правил пошива одежды, которые выработались ранее. Рубаха декорирована вышивкой в технике крест и полукрест.
Одежда казаков-некрасовцев в экспозиции зала этнографии Ставропольского музея-заповедника
В пос. Новокумский Ставропольского края в 2013 г. была организована этнодеревня казаков-некрасовцев. В комплексе этнодеревни представлено подворье казаков-некрасовцев, в домах восстановлен их традиционный быт. Это – первый подобный объект этнотуризма в крае.
«Грибники». Казаки-некрасовцы Васютовы Никита Иванович и Аксинья Ивановна. Ставропольский край, Левокумский район, п. Новокумский. 2020 г. Фотография А.П. Смольникова