Альманах «Живописная Россия»
В Ставропольском музее-заповеднике хранится сборник «Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» – издание, подготовленное товариществом М.О. Вольф в 1870-х годах и выпущенное в свет в 1881 – 1901 годах.
Это одно из самых дорогих и роскошных изданий в истории российского книгопечатания. Но судьба этого грандиозного проекта, не оправдавшего издательских ожиданий и оказавшегося крупным коммерческим провалом, сложилась драматично. Издание является библиографической редкостью.
В работе над альманахом принимали участие лучшие представители научных, литературных и художественных кругов, и их вклады в создание «Живописной России» тем ценнее, что представляют собой оригинальные, специально написанные для этого издания работы, нигде ранее не опубликованные. Многие из помещенных в «Живописной России» очерков были оценены за рубежом и вышли затем в немецком и французском переводах.
Редакторскую работу принял на себя вице-председатель Императорского русского географического общества Пётр Петрович Семёнов – сенатор, член Государственного совета, председатель Статистического совета, действительный член всех российских университетов, известный своими многочисленными научными и искусствоведческими трудами.
Издание состоит из 19 книг общим объёмом в 6984 страницы и содержит 220 отдельных очерков, написанных 93 авторами. Всего в подготовке издания участвовало 423 человека.
Художественная часть «Живописной России» представлена 3815 иллюстрациями, среди которых 400 больших картин во всю страницу, гравюры на дереве и цинке, фотоцинкографии с натуры и др. Издание выходило на веленевой бумаге, в коленкоровом переплете красного цвета с теснением золотом и черной краской, с обрезом «павлинье перо». Оформление его с художественной точки зрения было признано безупречным.
Основная цель создателей «Живописной России», по словам редактора, состояла в том, чтобы «живым словом и рисунком, в одном стройном целом дать яркое изображение разнообразнейших картин природы нашего необъятного отечества и показать типы населяющих его народностей с их особенностями материальной и духовной культуры: описать их нравы, одежды, жилища, их быт, род занятий, торговлю и экономическое положение, познакомить с их верованиями и преданиями, былинами, песнями».
Огромные подготовительные работы заняли около двух лет. Для этого были привлечены десятки знатоков отдельных местностей и народностей, их населяющих. Были пересмотрены все иллюстрированные издания, все исторические, статистические, экономические и этнографические статьи, путешествия русских людей и иностранцев, собраны со всех концов России фотографические и художественные альбомы и коллекции, находившиеся в правительственных учреждениях и во владении частных лиц. Для изучения некоторых областей России в них направлялись специально подготовленные люди.
Первоначально предполагалось издать «Живописную Россию» в 4-х книгах, но при обзоре собранного материала редакция и издатель убедились в том, что описание необъятного пространства России невозможно вместить в 4 книги – многое пришлось бы исключить и сократить. Поэтому решено было изменить первоначально предполагавшиеся объемы, и таким образом число книг увеличилось до 19.
В марте 1879 года появились первые два выпуска «Живописной России», в формате и объеме значительно большем, чем предполагалось ранее. Выпуски эти посвящены были описанию крайнего Севера.
В 1889 году вышла 2-я часть 7-го тома – «Донско-Каспийская степная область: Область Донская, губерния Ставропольская и Астраханская и область Уральская с Каспийским морем».
Здесь в очерке «Татары-ногаи Ставропольской губернии» дается описание города Ставрополя, нюансы бытования его жителей и фотографии наиболее значимых его мест.
Автор очерка П.В. Засодимский, известный журналист, сотрудничавший с журналами демократической направленности, отмечал, подводя итог описанию столицы губернии: «Таким образом оказывается, что в Ставрополе есть положительно все, что полагается иметь каждому порядочному губернскому городу. В нем есть и собор, построенный на самом высоком месте города, есть и бульвар, и каменный гостиный двор, и всевозможные училища (с включением сюда, разумеется, семинарии, женской гимназии и приютов), есть и публичная библиотека, и богадельня, и тюрьма, есть даже, наконец, метеорологическая станция, что, как известно, имеется уж далеко не в каждом губернском городе».
Роскошный многотомный труд имел большой резонанс в прессе и критике. «В России еще не было такого частного издания ни по своим задачам, ни по размеру, ни по своей роскошной внешности. «Живописная Россия» представляет собой не только художественное изображение всей России во всем ее историческом, этнографическом и культурном разнообразии, но и замечательный памятник типографского и ксилографического искусства», – писала газета «Новости». Все прочили этому предприятию громадный успех. Но издательские траты оказались значительно больше запланированных. И хотя количество подписчиков было велико, к 1893 году из затраченного издателями капитала было недовыручено 250 тыс. рублей.
При таких обстоятельствах окончание издания «Живописной России» было невозможным. Поэтому издатели приняли решение перейти к способу сбыта альманаха, при котором хотя и теряли недовырученные деньги, но могли довести это грандиозное дело до конца. Оставшиеся 65 000 томов решили реализовать в виде бесплатного приложения к журналу «Новь» с тем расчетом, что найдется достаточное количество (не менее 10 000) людей, которые пожелают воспользоваться случаем и получить бесплатно издание, стоящее 300 рублей (впоследствии все 19 книг продавались за 69 рублей). Только благодаря этой исключительной мере оказалось возможным окончить издание «Живописной России».
Но в ночь на 16 мая 1900 года на книжных складах издательства Вольфа произошел пожар, и в нем сгорел почти весь запас уже готовых томов и листов. Печатание заново сгоревших томов оказалось невозможным как в силу дороговизны издания, так и в силу договорных условий с большинством авторов, предоставлявших свой труд только для одного издания.
«Живописная Россия» опередила свое время по содержанию и размаху. Это научно-популярное издание, по объему и художественно-полиграфическому исполнению не типичное для своего времени: подарочный дорогой многотомник, отпечатанный большим тиражом, больше характерным для массовых дешевых изданий. Изначальным замыслом авторов «Живописной России» (и в первую очередь ее редактора П.П. Семенова) было сделать это издание доступным для большого количества населения. Однако по желанию издателя его сделали значительно более роскошным, чем предполагалось ранее, что существенно увеличило стоимость каждой книги. Российское общество не готово было принять такое издание в полном издательском объеме по вполне понятным причинам: не было такого количества людей, которые могли его купить.
Одним из недостатков было отсутствие в огромном и структурно сложном издании алфавитных и тематических указателей, что делало неудобным пользование многотомником. Другим серьезным недостатком издания, по мнению большинства специалистов, стал его чрезмерно большой формат, который в значительной степени затруднил пользование книгой. Таким образом, «издание… географическо-статистической русской энциклопедии» не состоялось, оказавшись неудачным проектом.
Тем не менее, считается, что и до сегодняшнего дня найдется мало таких полных и объемных трудов, посвященных описанию Российской империи и населяющих ее народов. Конечно, многие сведения, изложенные в «Живописной России», устарели, а облик страны сильно изменился, но тем ценнее стало это издание, которое содержит в себе массу интересного и уникального материала, изложенного лучшими специалистами в областях истории, этнографии, географии, литературы.