Фортепианный концерт в усадьбе
27 июля 2024 года в Музее-усадьбе В.И. Смирнова состоялся сольный фортепианный концерт Софьи Грищёвой (г. Санкт-Петербург) в рамках закрытия выставки «Музыкальный деятель Ставрополья Василий Дмитриевич Беневский (1864 – 1930)».
Софья Грищёва
Своё выступление в родном Ставрополе Софья посвятила памяти выдающегося музыкального деятеля Ставрополья Василия Дмитриевича Беневского, 160-летие со дня рождения которого музей-усадьба отмечает юбилейной выставкой.
В.Д. Беневский слушает музыку. Негатив на стекле. 1916 г.
Программа концерта состояла из двух отделений. Музыкальный вечер начался с произведений В.Д. Беневского в музейном зале, среди мемориальных предметов и фотографий композитора. В переложении для фортепиано прозвучали номера из детских опер «Красный Цветочек» и «Сказание о граде Леденце».
Ноты к опере «Красный цветочек»
Опера «Красный цветочек» была написана Беневским в 1906 году. Автором текста оперы была известная в начале ХХ века детская писательница Клавдия Владимировна Лукашевич. Эта опера, наполненная глубоким смыслом, назидательная и поучительная, помогала воспитывать в детях твердые моральные устои и милосердие. В постановке этого уникального произведения почти все роли исполняли учащиеся местных гимназий и училищ, которых грамотно и с энтузиазмом учил музыке педагог В.Д. Беневский. Опера была показана публике 24 февраля 1910 года и имела несомненный успех. В исполнении Софьи Грищёвой прозвучали 3 номера из оперы: «Заздравный хор», «Песня гусляров» и «Танец шута».
Опера «Красный цветочек»
Успех «Красного Цветочка» побудил Беневского написать и другую оперу для школы, но уже более серьёзную как с вокальной, так и с музыкально-технической стороны. В 1913 году появляется лирическая драма «Сказание о граде Леденце». Её стихотворный текст был написан Николаем Новичем по мотивам старинной сербской легенды. Опера «Сказание о граде Леденце» впервые была показана на сцене Ставропольской мужской гимназии 8 февраля 1917 года и была повторена в течение года несколько раз.
Афиша спектакля «Сказание о граде Леденце»
С этой оперой в творчестве В.Д. Беневского наступает новый этап – он пишет более сложную и глубокую музыку, но доступную для исполнения силами школьников. Следует отметить, что 2 номера – «Вступление» и «Интермеццо» из оперы «Сказание о граде Леденце» – прозвучали впервые, по неизданным рукописным нотам.
Сцена из спектакля «Сказание о граде Леденце»
И, конечно же, прозвучало самое известное произведение Беневского – баллада «Варяг», которую Василий Дмитриевич написал в 1904 году, откликнувшись на подвиг русских моряков в ходе Русско-японской войны. Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли смертельный бой с японской эскадрой в бухте Чемульпо и затопили свои корабли, но не сдались врагу.
Крейсер «Варяг»
Подвиг русских моряков вызвал подъём патриотических чувств по всей России. Банковский служащий из Риги Я. Репнинский опубликовал в печати стихотворение «Варяг». А учитель музыки из губернского города Ставрополя В.Д. Беневский сочинил выразительную, глубоко эмоциональную мелодию в форме баллады. Вскоре после её первого исполнения в актовом зале Ставропольской мужской классической гимназии композитору был вручен диплом Императорского Русского музыкального общества и Золотая дирижерская палочка.
Ноты к балладе «Варяг»
Во втором отделении концерта Софья Грищёва исполнила знаковые произведения великих классиков. Прозвучало одно из наиболее трагических сочинений знаменитого австрийского композитора В.А. Моцарта – «Фантазия до минор». Драматургия «Фантазии» основана на чередовании и сопоставлении контрастных разделов: трагических и лирически-напевных, светло-созерцательных, еще больше подчеркивающих общую трагическую концепцию произведения.
Далее юная исполнительница сыграла произведение венгерского композитора-романтика Ф. Листа «Большой этюд по Паганини №2 ми-бемоль мажор». Ф. Лист большое внимание уделял этюдам, углубив их художественно-образное содержание. Его этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию. «Виртуозность, – говорил он, – не пассивная служанка композиции, ибо от ее дуновения зависит как жизнь, так и смерть доверенного ей художественного произведения. Она может придать музыкальному сочинению весь блеск своей красоты, свежести и вдохновения…». Новое понимание виртуозности, которая «нужна для того, чтобы художник мог полностью высказаться», – достижение романтического искусства.
В продолжение вечера прозвучал один из ранних ноктюрнов польского композитора Ф. Шопена «Ноктюрн до-диез минор, op. 27 №1». Жанр ноктюрна в музыке – разновидность лирической миниатюры. Шопен вложил в свои знаменитые ноктюрны огромную силу одухотворенного лирического чувства, трагического пафоса и нежную элегичность. Ноктюрн, op. 27 №1 – одно из наиболее разнообразных произведений Шопена в данном жанре. В этом ноктюрне отчетливо прослеживается контраст между разными частями произведения. Трагическое начало, бурное драматическое развитие в средней части, затем триумфальные интонации, которые сменяются драматичным речитативом и романтическим концом.
В завершении концерта прозвучала яркая пьеса французского импрессиониста К. Дебюсси «Остров радости». Эту пьесу музыковеды относят к началу периода музыкальной зрелости композитора, когда были созданы многие его значительные произведения. Считается, что музыкальная композиция была вдохновлена находящейся в Лувре картиной художника Антуана Ватто «Паломничество на остров Киферу». Сюжет картины изображает аллегорическое паломничество представителей галантного века на средиземноморский остров Киферу, который в европейской культурной традиции ассоциировался с «островом счастья, любви и наслаждения». Жизнерадостный восторг в «Острове радости» передает развертывание музыкального материала при нарастании звучности и движения «все более и более оживленного» с заключительным апофеозом. Сам Дебюсси ставил особняком эту пьесу, придавая ей большое значение.