Режим работы
Понедельник: выходной
вторник: экскурсии
СР - ВС: 10:00 — 18:00

Фортепианный концерт в усадьбе

27 июля 2024 года в Музее-усадьбе В.И. Смирнова состоялся сольный фортепианный концерт Софьи Грищёвой (г. Санкт-Петербург) в рамках закрытия выставки «Музыкальный деятель Ставрополья Василий Дмитриевич Беневский (1864 – 1930)».

Пианистке 17 лет, она перешла в 11 класс средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Несмотря на юный возраст, Софья Грищёва уже является лауреатом международных конкурсов в России, Франции, Бельгии, Швейцарии, ОАЭ и других странах. Софья принимает активное участие в мастер-классах, фестивалях и концертных программах. Неоднократно выступала на престижных концертных площадках: в Московской государственной консерватории, Петербургской филармонии и капелле, Мариинском театре, Концертном зале «Зарядье» и многих других.

01_Софья Грищёва.jpg

Софья Грищёва

Своё выступление в родном Ставрополе Софья посвятила памяти выдающегося музыкального деятеля Ставрополья Василия Дмитриевича Беневского, 160-летие со дня рождения которого музей-усадьба отмечает юбилейной выставкой.

02_Негатив на стекле. В.Д. Беневский слушает музыку.1916 г..JPG

В.Д. Беневский слушает музыку. Негатив на стекле. 1916 г.

Программа концерта состояла из двух отделений. Музыкальный вечер начался с произведений В.Д. Беневского в музейном зале, среди мемориальных предметов и фотографий композитора. В переложении для фортепиано прозвучали номера из детских опер «Красный Цветочек» и «Сказание о граде Леденце».

03_Красный Цветочек_ноты лмс оф 1934.jpg

Ноты к опере «Красный цветочек»

Опера «Красный цветочек» была написана Беневским в 1906 году. Автором текста оперы была известная в начале ХХ века детская писательница Клавдия Владимировна Лукашевич. Эта опера, наполненная глубоким смыслом, назидательная и поучительная, помогала воспитывать в детях твердые моральные устои и милосердие. В постановке этого уникального произведения почти все роли исполняли учащиеся местных гимназий и училищ, которых грамотно и с энтузиазмом учил музыке педагог В.Д. Беневский. Опера была показана публике 24 февраля 1910 года и имела несомненный успех. В исполнении Софьи Грищёвой прозвучали 3 номера из оперы: «Заздравный хор», «Песня гусляров» и «Танец шута».

04_Красный Цветочек.jpg

Опера «Красный цветочек»

Успех «Красного Цветочка» побудил Беневского написать и другую оперу для школы, но уже более серьёзную как с вокальной, так и с музыкально-технической стороны. В 1913 году появляется лирическая драма «Сказание о граде Леденце». Её стихотворный текст был написан Николаем Новичем по мотивам старинной сербской легенды. Опера «Сказание о граде Леденце» впервые была показана на сцене Ставропольской мужской гимназии 8 февраля 1917 года и была повторена в течение года несколько раз.

05_Сказание о граде Леденце. Афиша спектакля.jpg

Афиша спектакля «Сказание о граде Леденце»

С этой оперой в творчестве В.Д. Беневского наступает новый этап – он пишет более сложную и глубокую музыку, но доступную для исполнения силами школьников. Следует отметить, что 2 номера – «Вступление» и «Интермеццо» из оперы «Сказание о граде Леденце» – прозвучали впервые, по неизданным рукописным нотам.

06_Сказание о граде Леденце. Сцена Музыканта с детьми.jpg

Сцена из спектакля «Сказание о граде Леденце»

И, конечно же, прозвучало самое известное произведение Беневского – баллада «Варяг», которую Василий Дмитриевич написал в 1904 году, откликнувшись на подвиг русских моряков в ходе Русско-японской войны. Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли смертельный бой с японской эскадрой в бухте Чемульпо и затопили свои корабли, но не сдались врагу.

07 Крейсер Варяг.jpg

Крейсер «Варяг»

Подвиг русских моряков вызвал подъём патриотических чувств по всей России. Банковский служащий из Риги Я. Репнинский опубликовал в печати стихотворение «Варяг». А учитель музыки из губернского города Ставрополя В.Д. Беневский сочинил выразительную, глубоко эмоциональную мелодию в форме баллады. Вскоре после её первого исполнения в актовом зале Ставропольской мужской классической гимназии композитору был вручен диплом Императорского Русского музыкального общества и Золотая дирижерская палочка.

08_Ноты баллады Варяг.jpg

Ноты к балладе «Варяг»

Во втором отделении концерта Софья Грищёва исполнила знаковые произведения великих классиков. Прозвучало одно из наиболее трагических сочинений знаменитого австрийского композитора В.А. Моцарта – «Фантазия до минор». Драматургия «Фантазии» основана на чередовании и сопоставлении контрастных разделов: трагических и лирически-напевных, светло-созерцательных, еще больше подчеркивающих общую трагическую концепцию произведения.

Далее юная исполнительница сыграла произведение венгерского композитора-романтика Ф. Листа «Большой этюд по Паганини №2 ми-бемоль мажор». Ф. Лист большое внимание уделял этюдам, углубив их художественно-образное содержание. Его этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию. «Виртуозность, – говорил он, – не пассивная служанка композиции, ибо от ее дуновения зависит как жизнь, так и смерть доверенного ей художественного произведения. Она может придать музыкальному сочинению весь блеск своей красоты, свежести и вдохновения…». Новое понимание виртуозности, которая «нужна для того, чтобы художник мог полностью высказаться», – достижение романтического искусства.

В продолжение вечера прозвучал один из ранних ноктюрнов польского композитора Ф. Шопена «Ноктюрн до-диез минор, op. 27 №1». Жанр ноктюрна в музыке – разновидность лирической миниатюры. Шопен вложил в свои знаменитые ноктюрны огромную силу одухотворенного лирического чувства, трагического пафоса и нежную элегичность. Ноктюрн, op. 27 №1 – одно из наиболее разнообразных произведений Шопена в данном жанре. В этом ноктюрне отчетливо прослеживается контраст между разными частями произведения. Трагическое начало, бурное драматическое развитие в средней части, затем триумфальные интонации, которые сменяются драматичным речитативом и романтическим концом.

В завершении концерта прозвучала яркая пьеса французского импрессиониста К. Дебюсси «Остров радости». Эту пьесу музыковеды относят к началу периода музыкальной зрелости композитора, когда были созданы многие его значительные произведения. Считается, что музыкальная композиция была вдохновлена находящейся в Лувре картиной художника Антуана Ватто «Паломничество на остров Киферу». Сюжет картины изображает аллегорическое паломничество представителей галантного века на средиземноморский остров Киферу, который в европейской культурной традиции ассоциировался с «островом счастья, любви и наслаждения». Жизнерадостный восторг в «Острове радости» передает развертывание музыкального материала при нарастании звучности и движения «все более и более оживленного» с заключительным апофеозом. Сам Дебюсси ставил особняком эту пьесу, придавая ей большое значение.

Основные залы музея
Зал этнографии
Зал этнографии
Зал истории
Зал истории
Зал природы
Зал природы
Зал археологии
Зал археологии