Куклы святочных гуляний
В фондах Ставропольского музея-заповедника хранится коллекция текстильных кукол «Коляда», созданных в Ставрополе в начале 2000-х гг. (автор Е. Васильева). Эта коллекция реконструирует одну из традиций святочных дней, которые в России всегда сопровождались веселыми народными гуляниями, зимними играми и развлечениями.
Святки начинались с празднования Рождества Христова и продолжались почти две недели до Крещения. Неотъемлемой частью этого праздничного периода было колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодежные игры и гадания, а также создание костюмов ряженых и масок.
Рисунки графические на картоне с изображением ряженых. Две девушки, одна из которых одета в костюм козы. Ряженые в костюмах барана и медведя. Автор В.С. Дибров. Ставрополь, 2004 г.
Также обязательным атрибутом святочных гуляний были народные тряпичные куклы.
Одной из самых важных тряпичных кукол считалась кукла Коляда – символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия, пели радостные, прославляющие хозяев песни. С приходом Коляды в доме должны были наступить благополучие, покой, счастье, мир и согласие. Основа куклы – березовое поленце. На поясе висел веник, чтобы выметать из дома все плохое, а также два мешочка – с солью и крупой на достаток в доме.
Кукла Коляда
Коза и Медведь – непременные участники святочного обхода дворов, так как эти животные у славян издавна были связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину дома и его земле, чтобы был хороший урожай. Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый наружу, лицо мазали сажей, на голове была шапка, к которой крепили рога из соломы. Колядовщики возили его из избы в избу, при этом Коза плясала, а все ряженные пели. Поэтому другой популярной тряпичной куклой была Коза, которая имела те же функции, что и переодетый в козу колядовщик. В ее основе – деревянная крестовина, а мордочка, рога и борода делались из лыка или соломы.
Кукла текстильная. Парень в маске, имитирующей голову козла. Выполнена из белой шерстяной ткани, рожки – из веток, борода – из пеньки. Ставрополь, начало 2000-х гг.
В тряпичных куклах отображали и самих колядовщиков – женщин, мужчин, детей.
Кукла текстильная. Парень в маске журавля. Маска имитирует тело птицы, голова, крылья и хвост которой выполнены из мочала, туловище – из искусственного меха. Ставрополь, начало 2000-х гг.
Кукла текстильная. Парень в барашковой шапке, рубахе, портах с заплатами, жилете с каракулевым воротником, в руках палка. Ставрополь, начало 2000-х гг.
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку.
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!
Рождественская колядка
Кукла текстильная колядующей девушки. Ставрополь, начало 2000-х гг.
Кукла текстильная колядующей девушки. Ставрополь, начало 2000-х гг.
и мероприятия



