Пепел из Помпей
В 1912 году трое ставропольских путешественников: нотариус В.И. Манжос-Белый, Лупикина (известна только фамилия) и присяжный поверенный Е.Г. Маслов — побывали в Италии, откуда привезли пемзу «из вулкана Везувий», землю в пробирке из раскопок древних Помпей и вулканический пепел в стеклянной пробирке. Пемза и вулканический пепел экспонируются в зале минералогии Ставропольского музея-заповедника.
Пемза с вулкана Везувий
Вулканический пепел не имеет ничего общего с пеплом, образующимся в результате горения. Частицы вулканического пепла состоят из обломков вулканического стекла и пемзы, в меньшей степени – из обломков минералов, реже состоят из обломков горных пород более раннего извержения, которыми сложены жерло и купол вулкана.
Частица пепла под микроскопом
В пробирке с вулканическим пеплом картонными перегородками пепел разделен на семь фракций, отличающихся цветом и размерами – от пылеватых частиц до мелких горошинок. К вулканическому пеплу принято относить частицы размером до 2 мм. По мере удаления от вулкана размер выпадающих частиц уменьшается, изменяется также и их минеральный состав.
Пробирка с вулканическим пеплом
Под слоем вулканического пепла и лапиллей (более крупных обломков) при извержении вулкана Везувий в 79 году н.э. были погребены римские города Геркуланум, Помпеи и Стабии. В 1748 году начались их раскопки. Изначально из пепла извлекались только те предметы, которые имели художественную ценность. В 1870 году итальянский археолог Джузеппе Фиорелли, инспектирующий раскопки, обнаружил, что на месте погибших людей и животных образуются пустоты, которые можно залить гипсом, тем самым реконструируя позы, в которых они погибли.
К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи»
Раскопки погребенного города вдохновили Карла Брюллова на написание его знаменитой картины «Последний день Помпеи». Художник побывал там в 1827 году во время поездки в расположенный неподалеку Неаполь. Работал над картиной художник в своей мастерской в Риме на протяжении шести лет и закончил в 1833 году. Сейчас монументальное полотно украшает собрание Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Интерес к раскопкам, возникший в конце XVIII века, стал одной из причин увлечения античностью в XIX веке и привел к увеличению потока туристов. Можно предположить, что пробирки с пеплом, запечатанные сургучом, в начале XX века продавались туристам в Италии в качестве сувениров.
и мероприятия

