Режим работы
Понедельник: выходной
вторник: экскурсии
СР - ВС: 10:00 — 18:00

Первый пятигорский трамвай

120 лет назад, 5 мая 1904 года, в городе Пятигорске началось регулярное трамвайное сообщение.


Вопрос о создании трамвайной линии в быстрорастущем курортном городе возник еще в 1880-е гг. Один из проектов предусматривал трамвай на керосиновой тяге, но по тем или иным причинам от идей отказались.

Ключевой вехой стала электрификация городов Кавказских Минеральных Вод благодаря первой в России гидроэлектростанции «Белый уголь» недалеко от Ессентуков. Ее возвела компания «Сименс и Гальске», также взяв расходы на подвижной состав и трамвайное депо. Перед компанией стояла задача провести две линии – узкоколейную двухпутную от железнодорожного вокзала до Елизаветинской галереи и однопутную от галереи до Провала, где находилась конечная остановка (демонтирована в середине 1940-х гг.).

Почтовая художественная открытка. Пятигорск. Провал ныне несуществующая остановка трамвая. Нач. ХХ в..jpg

Почтовая открытка. Пятигорск, Провал, конечная остановка трамвая. Начало ХХ в.

Проектирование включало в себя установку как электротехнических, так и архитектурных сооружений. С этим успешно справились инженеры С.М. Фридман, Кац и И.И. Байков. Трамвайная линия органично вписалась в городской ландшафт, а электростанция мощностью в 700 кВт в достатке обеспечивала энергией близлежащие города.

Шлюз электростанции Белый уголь. Фото Махонского П.И. 1970 г..jpg

Шлюз электростанции «Белый уголь». 1970 г. Фото П.И. Махонского

Уникальной особенностью пятигорского трамвая является «метровая колея» шириной в 1000 мм. Это было связанно с проектированием системы под немецкие трамваи, которые в народе именовались «босоножками» за свою форму. Менять колею под стандартную размером в 1524 мм не имело смысла с экономической точки зрения. Сейчас в России лишь три трамвайные системы имеют подобную колею – в Евпатории, Калининграде и Пятигорске.

Вагон- босоножка один з первых в Пятигорске.. ныне 1990 г. Фото М.П. Колесникова..jpg

Вагон-босоножка. Пятигорск, 1990 г. Фото М.П. Колесникова

Первый пробный рейс от вокзала до Елизаветинской галереи состоялся 1 сентября 1903 г. Впереди были месяцы обкатки транспортной системы, и лишь в мае 1904 г. трамвай стал неотъемлемой частью жизни Пятигорска.

За десятилетия своей работы пятигорский трамвай переживал разные периоды. В годы Гражданской войны он практически прекратил работу. По инициативе революционера С. Кирова на базе ремонтных мастерских трамвайного депо был создан патронно-пульный завод, изготавливавший миллионы патронов для нужд Красной Армии. После войны в 1920-х гг. трамвайная сеть значительно расширилась, и к 1940 г. ее длина достигла 19,6 км. Работники пятигорского депо освоили не только ремонт, но и выпуск прицепных вагонов разных конструкций.

Медно-плавильная печь на Пятигорском патронно-пульном заводе. 1918 г..jpg

Медно-плавильная печь на Пятигорском патронно-пульном заводе. 1918 г.

Во время немецко-фашистской оккупации трамвайная система пострадала настолько сильно, что возник вопрос о ее ликвидации и замене на троллейбус. Вернувшиеся с фронта мастера своего дела спасли трамвай, и в 1943 г. он вновь стал перевозить пассажиров. Возникла и другая проблема – советская промышленность не производила трамваи и вагоны для метровой колеи. Выручили поставки из ГДР и Чехословакии. Вагоны Tatra и сегодня ходят по линиям города.

Вдоль по осенней улице идет трамвай 95 маршрута 8. г. Пятигорск 2003 г. Фото М. Вороновой.JPG

Трамвай №95 идёт по маршруту №8. г. Пятигорск, 2003 г. Фото М. Вороновой

Масштабная реконструкция 1970-х гг. позволила трамваю развиваться даже в 1990-е годы. Тяжелые эконмические реалии позволили наладить выпуск вагонов для нестандартной колеи уже в России. Усть-Катавский завод поставил в Пятигорск два вагона модели «71-615» в 1995 г. Хорошим подспорьем были купленные в Восточной Европе старые составы, которые выходили на новые линии.

Вагон модели 71-615 Усть-Катавского завода 1990-е гг.jpg

Вагон модели «71-615» Усть-Катавского завода. 1990-е гг.

В наши дни протяженность линий пятигорского трамвая составляет 47,8 км, а в количество пассажиров в 2023 г. составило более 10 млн. человек. Трамвайная система Пятигорска является единственной в крае и считается одним из символов города.

Трамвай 127 с открытыми дверями на остановке. На вагонах юбилейная символика Пятигорскому трамваю 100 лет. Фото М. Вороновой. г. Пятигорск 2003 г..JPG

Трамвай 127 на остановке. На вагонах юбилейная символика «Пятигорскому трамваю 100 лет». г. Пятигорск, 2003 г. Фото М. Вороновой

Остановка для трамваев посадка пассажиров в трамвай 145 маршрута 4. г. Пятигорск 2003 г. Фото М. Вороновой..JPG

Трамвай 4 на остановке. г. Пятигорск, 2003 г. Фото М. Вороновой

Теги:
История
Техника
Основные залы музея
Зал этнографии
Зал этнографии
Зал истории
Зал истории
Зал природы
Зал природы
Зал археологии
Зал археологии