Ставрополь во времена М.Ю. Лермонтова, часть I
15 октября 2024 года исполняется 210 лет со Дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова (3 [15] октября 1814 – 15 [27] июля 1841). В течение жизни он многократно бывал в Ставрополе, и большое количество мест в нашем городе связано с поэтом.
Через Ставрополь проходил Большой Черкасский тракт – главная почтовая дорога, соединившая в конце XVIII века Кавказ с Москвой и Петербургом. Поэтому через него проезжали все, направляющиеся на Горячие Воды для лечения, и офицеры, следующие по делам службы на Кавказ. Во время детских поездок Лермонтов бывал в Ставрополе в 1820 и 1825, а позже – в 1837, 1840, 1841 гг. На Кавказе нет другого места, которое он посещал так же часто – не менее 115 дней, где лечился, работал, встречался с родными и друзьями.
Улица Большая Черкасская, Тифлисская застава, Тифлисские ворота, восстановлены в 1998 г. (Ермоловский бульвар).
Застава располагалась на восточной окраине Ставрополя, на выезде в сторону Тифлиса. В 1820 и 1825 гг. Лермонтов и Арсеньева ожидали здесь воинской команды, чтобы под ее охраной добраться до Горячих вод (Пятигорск). Отсюда поэт отправлялся «по казенной надобности» в 1837, 1840 и 1841 гг. Тифлисские ворота (Триумфальную арку) возвели на заставе в 1841 году. Возможно, именно здесь в 1841 г. ему пришли строки «Выхожу один я на дорогу, сквозь туман кремнистый путь блестит». Ведь, по сведениям И.В. Бентковского, главные дороги в Ставрополе выстилали кремнистым известняком-ракушечником, дающим искру. Камень для прочности покрытия укладывали вертикально.
Улица Генеральская, дом командующего войсками Кавказской линии и Черномории (не сохранился, ул. Дзержинского, 116).
Во второй половине апреля – начале мая 1837 г. Лермонтов, сосланный за стихотворение «Смерть поэта» в Нижегородский драгунский полк, прибыл в Ставрополь, где находился Штаб войск Кавказской линии и Черномории. Первоначально дом с большим усадебным местом занимал генерал А.А. Вельяминов, умерший в 1838 г., затем П.Х. Граббе. В Доме командующего происходили деловые встречи командующих с подчиненными и именитыми гостями города, устраивались обеды, на которых в 1837 и в 1840 – 1841 годах многократно бывал М.Ю. Лермонтов.
Улица Генеральская, дом генерал-майора П.И. Петрова (не сохранилось, ул. Дзержинского, 114).
Здесь жил начальник штаба П.И. Петров, дядя поэта, с семьей которого Лермонтов встречался еще во время детских поездок, впоследствии он часто навещал родных. Генерал-майор Петров способствовал тому, чтобы опального офицера направили в отряд А.А. Вельяминова за Кубань, где была возможность отличиться в военной экспедиции против горцев и заслужить «прощение».
Улица Воробьевская, дом Д.В. Щербинина, первое отделение госпиталя для обер-офицеров (ул. Дзержинского, 181-183).
С Воробьевкой связаны все визиты поэта в Ставрополь. В 1837 г. Лермонтов, возможно, снимал квартиру во флигеле, стоявшем в правом углу двора или в самом доме коллежского советника Д.В. Щербинина (Щербины) (документально не подтверждено). В 1838 г. Щербина стал сдавать дом первому отделению госпиталя для обер-офицеров. В нем у выздоравливающих друзей поэт и бывал в 1840 – 1841 гг.
Воробьевская, 19 – госпиталь, 21 – дуб
Дом одноэтажный, деревянный и оштукатуренный, в восемь окон по фасаду, первоначально в семь окон с верандой с задней стороны. Внутри усадебного места были прочие хозяйственные постройки, а далее по склону располагался большой фруктовый сад. Здесь же выходил подземный ключ – родник. Г.А. Беликов пишет, что в 1927 г., к 100-летию устройства города Ставрополя, по инициативе Г.Н. Прозрителева и городских властей на «домике Лермонтова» в Ставрополе была установлена памятная доска. Позже дом принадлежал знаменитому кавказоведу и зоологу Н.Я. Диннику.
Улица Воробьевская, 700-летний дуб (сохранился ствол дерева во дворе дома, ул. Дзержинского, 187).
Во времена Лермонтова здесь рос огромный старый дуб, в тени которого, по преданию старожилов, любил отдыхать Лермонтов, привязывая к металлическому кольцу, закрепленному в стволе, своего скакуна. Об этом в течение многих десятилетий гласила памятная табличка, установленная возле дуба, который стали называть Лермонтовским. Спил дерева, рухнувшего в 1982 г., экспонируется в отделе природы музея-заповедника.
Улица Воробьевская, дом барона И.А. Вревского (ул. Дзержинского, 161 – предположительно, по черновым записям из фонда лермонтоведа А.В. Попова).
Зимой 1840 – 1841 гг. поэт посещал дом генерал-лейтенанта Вревского. Об офицерском обществе, собиравшемся здесь, вспоминал А.Д. Есаков, современник поэта: «Там, то есть в Ставрополе, действительно в ту зиму собралась, что называется, la fine fleur молодежи. Кроме Лермонтова, там зимовали: гр. Карл Ламберт, Столыпин (Mongo), Сергей Трубецкой, офицеры Генерального штаба: Н.И. Вольф, Л.В. Россильон, Д.С. Бибиков, затем Л.С. Пушкин, Р.И. Дорохов и некоторые другие, которых не вспомню».
Улица Торговая, приводный покой (приемное отделение) военного госпиталя (ул. Булкина, 13А).
В пятницу 12 мая поэт подал рапорт о болезни. 13 мая Старший Доктор – Коллежский Асессор Шлитер – освидетельствовал его в отделении Похвисневой, где были контора и приводный покой, положив на две недели для лечения. Он не мог сразу определить Лермонтова в Выздоравливающее отделение, например, г-жи Дробязгиной.
Флоринский переезд, лечебное отделение военного госпиталя (ул. Кавалерийская, 99).
Только в Лечебном отделении Флоринской, где были доктора, наибольшее количество коек и, главное, единственная на все отделения Ставропольского военного госпиталя баня, мог лежать Лермонтов. Именно в банях лечили ревматизм в то время. Пролежав лишь одну неделю и не получив положительных результатов, Лермонтов перевелся в Пятигорский военный госпиталь для долечивания минеральными водами, дающими больший эффект. Поначалу о выздоровлении не было и речи – камердинер поэта Иван Абрамович Соколов по прибытии в Пятигорск выносил его из повозки на руках, так как ревматизм не позволял Лермонтову ходить. Таким образом, в Выздоравливающем отделении поэт оказался на Кавказских Минеральных Водах.