Страницы прошлого. Диорамы в отделе природы
Диорамы – изогнутые полукругом картины с передним предметным планом, которые широко используются в экспозициях музеев по всему миру. В 1960-е годы диорамы с пейзажами Ставрополья экспонировались в отделе природы краеведческого музея.
Полотна для диорам отдела природы были изготовлены художником Павлом Моисеевичем Гречишкиным. Мастер писал этюды в разных природных зонах края. В то время, когда Карачаево-Черкесия еще входила в состав Ставрополья, у нас встречались почти все существующие природные зоны от полупустыни до альпийского пояса. Не хватало только пустыни.
Диорама «Горы Пятигорья». Леса в окрестностях горы Железной
Для заднего плана диорам П.М. Гречишкиным по этюдам совместно с художником-декоратором Ф.Ф. Воротниковым и художником В.С. Дибровым были написаны ландшафтные полотна размерами более 5 – 7 метров в длину и 3 – 5 метров в высоту. Облака из-под руки мастера всегда выходят как живые. Вот они пушистыми клочками застыли в жарком мареве над летней степью, полной разнотравья. В разделе «Степь» Павел Моисеевич использовал отрезок целины под Бешпагиром.
П.М. Гречишкин. Диорама «Цветущая степь» (1959 г.), диорама «Облака над степными просторами», диорама «Степь» (1975 г.)
Из животного мира были представлены дрофы, пасущиеся в ковылях. Для лесостепного участка мастер написал одну из балок Ставропольской возвышенности с байрачным лесом.
Диорама «Лесостепь». 1975 г.
На переднем плане видно, как лисица крадется из-за куста терновника. Диорама хранится в фондах Ставропольского музея-заповедника.
Диорама «Лесостепь». 1975 г.
Для зоны гор художник избрал Приэльбрусье. Животный мир гор представляли косуля и серна, затаившиеся среди скал и валунов.
Диорамы «Зона гор» (1975 г. и 1952 г.)
Недавно нам приоткрылась малоизвестная страница из жизни мастера. Оказалось, что художник П.М. Гречишкин участвовал не только в изготовлении диорам для отдела природы. В фондах музея-заповедника хранится документ о его участии совместно с художником-декоратором И.В. Лепаловским в изготовлении диорамы Невинномысского канала.
Листовка о диораме «Невинномысский канал» (1960-е гг.), художник-декоратор И.В. Лепаловский
С 1957 года Лепаловский, как и Гречишкин, был участником городских, краевых, зональных, групповых, всесоюзных выставок.
И.В. Лепаловский
Действующие макеты его декораций приобретали музеи, например, макет Крепостной горы, ранее экспонировавшийся в музее-заповеднике. Также художник помогал музеям в оформлении экспозиций.
И.В. Лепаловский. Макет Крепостной горы
В работах И.В. Лепаловского преобладают мажорные светлые тона.
И.В. Лепаловский. Этюд
Он со своим этюдником не раз бывал в Теберде и Домбае, возможно, там же, где писал этюды и Павел Моисеевич. Не раз соратники встречались на выставках.
Открытие выставки «Реликвии ВОВ» в Ставропольском музее изобразительных искусств. Слева направо: В.С. Чистяков, И.В. Лепаловский, К.Г. Казанчан, П.М. Гречишкин. г. Ставрополь, 2 апреля 1985 г.
Бывал И.В. Лепаловский и в знаменитой мастерской П.М. Гречишкина, где они обсуждали удачные работы и обменивались опытом.
Ставропольские художники Н.С. Качинский, П.М. Гречишкин, И.В. Лепаловский в мастерской Гречишкина. 1960 г.
и мероприятия


