Режим работы
Понедельник: выходной
вторник: экскурсии
СР - ВС: 10:00 — 18:00

Три незнакомца в оружейной коллекции

В музейном собрании оружия среди поступлений начала ХХ века хранятся три предмета столь похожие, что их можно перепутать. Однако названы они совершенно по-разному: «меч персидский», «сабля», «шашка». Верный признак того, что при описании сотрудники музея видели редкость, а в доступной литературе об этих клинках не было ни слова. Прошло более ста лет, и тайна незнакомцев разгадана.

фото 1.JPG

При взгляде на оружие сразу бросается в глаза, что у всех трех образцов форма рукоятей типична для кавказских кинжалов.

фото 2.jpg

Кинжал кавказский

фото 2а.jpg

Кинжал кавказский

Щечки таких рукоятей изготавливали из буйволиного рога, имеющего черный или темно-коричневый цвет. Если рог был недостаточно темным, то окрашивался черной краской.

фото 3.JPG

На ребрах рукояти «персидского меча» черная краска истерлась, и проглядывает светлый рог

Элементами крепления были стальные заклепки. На предметах с утраченными накладками рукояти их хорошо видно.

фото 4.jpg

фото 4а.jpg

На лицевой стороне рукояти головки заклепок часто делали крупными, придавали им декоративную форму, поверхность украшали чернением, гравировкой, серебряной насечкой. Под головки нередко помещали металлические накладки и гайки. Они служили амортизатором между сталью заклепок и рогом, а также выполняли декоративную функцию. У «персидского меча» латунные гайки украшены по краям тонкой зубчатой каймой и изображением двух веточек лавра, из-под головок проглядывают радиальные лучи. Похоже, что мастер изготовил гайки в подражание медным монетам.

фото 5.JPG

фото 5а.jpg

Мелкие латунные гайки на тыльной стороне рукояти «сабли»

Если рукояти «меча-сабли-шашки» в целом имеют общекавказскую кинжальную форму, то клинки происходят исключительно из Закавказья. Именно здесь клиночники предпочитали украшать поверхность металла изящным рисунком перетекающих друг в друга долов. Вообще резьба долов на поверхности заготовки клинка – операция достаточно трудоемкая и требующая внимания. В Закавказье мастера на нее времени не жалели, долы делались тонкими и многочисленными. На правой, лицевой стороне долы так или иначе прерывались, в разрыв помещались клейма, нанесенные штампом. На левой стороне долы делались либо непрерывными, либо переходили друг в друга без разрывов.

фото 6 а.jpg

фото 6..jpg

Клейма были глубокими и художественными: имели вид бутонов, розеток, кувшинчиков с именами мастеров, иногда покрывались золотой фольгой.

фото 7.jpg

7а, 7б.jpg

Эмма Григорьевна Аствацатурян, знаток кавказского оружия, писала, что такие клейма были массово распространены в Закавказье в первой половине XIX века.

фото 8.JPG

Она отмечала, что клинки закавказских кинжалов в основном крупные и широкие, и среди всего многообразия форм встречаются такие, что «слегка изогнуты, одна сторона имеет лезвие, другая – обух, т.е. мы имеем дело не с кинжалом, а с ножом». А это и есть наш «меч-сабля-шашка». Вот только названия «ножей» Е.Г. Аствацатурян не приводит.

Впрочем, это вовсе не ножи, так как их предназначение не резать, а рубить (и колоть заточенным с двух сторон острием). В оружиеведении рубящее оружие с коротким, широким и тяжелым клинком, обычно однолезвийным, относят к тесакам. Поэтому с учетом географического распространения и типичных черт кавказского оружия все три образца правильно называть кавказскими тесаками. Ниже приведены фотографии кавказских тесаков из фондов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

фото 9.jpg

фото 9а.jpg

В XIX веке этническое оружие уходило с полей сражений, его сменяло более современное фабричное. Однако история кавказских тесаков получила неожиданное продолжение вплоть до настоящего времени.

Закавказские мусульмане-шииты использовали тесаки в Ашуру (или шахсей-вахсей). Ашура – это обряды в первые 10 дней нового года мусульманского лунного календаря, одна из главных памятных дат, почитаемая всеми мусульманами. Шииты отмечают траур в знак памяти о мученической гибели в 680 году сына Али, внука пророка Мухаммеда – имама Хусейна, его брата и войска из 70-ти шехидов в результате сражения с войсками халифа Язида I в битве при Кербеле. В ходе траурной церемонии тесаки вместе с обычными кинжалами символизировали мечи, поразившие Хусейна и соратников, и использовались для нанесения резаных ран на лбу (кроме кинжалов и тесаков для самоистязаний применялись цепи и стрелы).

фото 10.jpg

Открытка начала XX в. Мученики ислама: порезанные после Шахсей-Вахсей. Баку. Из фондов Евпаторийского краеведческого музея

Постепенно традиция применения шиитами кавказских тесаков как ритуального оружия распространилась в сопредельных странах, прежде всего в Иране. Само же оружие получило название кадара или квадара. Не случайно «меч персидский» был подарен музею сыном Г.К. Праве Георгием Праве после поездок в Иран с пометкой «употреблялся при религиозных процессиях».

Что касается истории двух других тесаков, то «сабля» «найдена близ Ставрополя» и поступила «от Ставропольского исправника» (главы уездной полиции), о происхождении «шашки» ничего не известно.

Н.А. Гальфингер

Теги:
История
Этнография
Техника
Основные залы музея
Зал этнографии
Зал этнографии
Зал истории
Зал истории
Зал природы
Зал природы
Зал археологии
Зал археологии