Каменные печати
Каменные печати

В минералогической коллекции музея немало предметов, особенности которых нелегко разглядеть, когда видишь их в музейных витринах – очень уж небольшие у них размеры. Например, именные личные печати из коллекции С.М. Долинского, поступившие в музей Северного Кавказа в 1911 году.

Первые печати из камня в России появились в конце XVIII века, и поначалу их использовали только в казенных учреждениях. XVIII век – начало расцвета камнерезного искусства в России. К этому времени были открыты и начали разрабатываться месторождения поделочных камней в Уральских горах. Изготовлением печатей занимались только уральские камнерезы, причиной чему было большое разнообразие камней на Урале и мастерство резчиков. В начале XIX века каменные печати вошли в моду у обывателей, среди которых были представители разных сословий: купцы, духовенство, дворяне, мещане.

01.jpeg

Форма печатей со временем менялась. Поначалу они изготавливались в виде цилиндра, позже стали делать плоские таблетки с отверстиями, в которые вставлялись металлические дужки. Бывало, что ручку и саму печать вырезали из цельного куска камня, и такие печати были наиболее красивы. 

image10.jpeg

При этом формы ручек были различны: их делали в виде фигурок животных, разнообразных бытовых предметов и даже бюстов известных личностей. В качестве материала для печатей использовали яшму, родонит, малахит, но чаще это был горный хрусталь – самый распространенный минерал для печатей в XIX веке.

02.jpeg

Печати, хранящиеся в музее, представляют собой плоские каменные пластины толщиной около 3 мм. Одна их сторона гладкая, а на другой вырезана печать (матрица). Чтобы использовать подобные каменные пластины по назначению, их надо было вставить в ручку из любого материала: дерева, слоновой кости или камня. Печать ставили на сургуче или воске, запечатывая ими деловые письма или личные послания.

image11.jpeg

Одна из хранящихся в музее печатей сделана из розовой яшмы. По центру матрицы расположен вензель «ПХ», по овалу надпись «Петра Хризанфава Сапелникова». Над вензелем изображение лебедя, расправившего крылья.

03.jpg

Вторая  – овальная пластинка из серого халцедона, край которой окислами железа окрашен в бурый цвет. Во весь овал изображение опять же лебедя, расправившего крылья над водой на фоне восхода или заката солнца. Но это уже скорее царевна-лебедь с короной на голове. Почти по центру гладкая овальная площадка с вензелем «АГ».

04.jpeg

Лебедь с глубокой древности в разных культурах служил символом чистоты, мудрости, верности в любви, целомудрия, благородства, а также музыки и поэзии. Кроме того, лебедь является носителем как мужского, так и женского начал. Солнце, садящееся в море – символ возрождения и означает, что человек при всех превратностях судьбы поднимется и преуспеет в почестях и славе. Вторая печать, судя по изображению, да и по окраске камня, вероятно, принадлежала женщине.

Третья печать, самая маленькая из всех, размером всего 2,5×2 см – овальная пластинка с отбитыми краями из розоватого сердолика с сетчатой гравировкой, по центру которой в ромбе инициалы «ФР» и, возможно, «А».

05.jpg

Для изготовления таких матриц резчикам требовалось не так уж много времени, да и стоили они недорого. Всякий желающий мог заказать для себя печать в одной из многочисленных мастерских в Екатеринбурге, которую бы ему вырезали за считанные часы. В начале ХХ века мода на личные печати угасла, но ее отголоски – перстни-печатки, иногда со вставкой из поделочного камня, встречаются и сегодня.

06.jpeg

Возврат к списку

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве