Здания-двойники в Тольятти и Ставрополе
Здания-двойники в Тольятти и Ставрополе

Улицу Ленина краевого центра украшает крупнейшее учреждение культуры региона – Ставропольский Дворец культуры и спорта профсоюзов. Здание Дворца являет собой один из значимых образцов архитектуры советского модернизма.

Возникновение данного архитектурного стиля связано с принятием постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года. В нем провозглашался отход от монументализма прошлых эпох и переход к массовой застройке по типовым проектам.

Характерные черты советского модернизма – широкое применение стекла и бетона, бедность внешнего декора, масштабность и функциональность, комбинирование крупных архитектурных форм.

02.JPG

Необходимую документацию для строительства здания Ставропольского Дворца культуры и спорта профсоюзов подготовили сотрудники Всесоюзного института экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений имени Б.С. Мезенцева. Группу специалистов возглавил московский архитектор Георгий Александрович Хаджин.

К этому времени он уже имел достаточный опыт проектирования крупных сооружений общественного назначения. Например, участвовал в создании проекта здания Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала. 

Театр Камала.jpg

Театр Камала

Здание театра, расположенное на берегу озера Нижний Кабан в Казани, поражает причудливостью архитектурных решений. Оно символизирует корабль под парусом с галереями-палубами, а скатная крыша театра покрыта черепицей, напоминающей рыбную чешую. Ряд наработок, реализованных при проектировании помещений театра, впоследствии был применен Хаджиным в Ставрополе.

Театр Камала2.jpg

Театр Камала

Еще одним источником вдохновения для Георгия Александровича стало здание Королевского национального театра в Лондоне, построенное по проекту британского архитектора Дениса Лэсдана в 1962 – 1977 гг.

Королевский театр в Лондоне.jpg

Королевский театр в Лондоне

В результате такого культурного взаимовлияния появился замысел нового сооружения – Ставропольского Дворца культуры и спорта. Реализацию грандиозного проекта осуществляло 75 строительных подразделений края. Несмотря на то, что будущее учреждение относилось к объектам Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, сооружение Дворца курировали представители городских властей, в частности,  первый секретарь Ставропольского горкома КПСС Владимир Суренович Маркарьянц.

В процессе строительства Дворца новый вид приобрел участок улицы Ленина между переулком Зоотехническим и улицей Ломоносова. Здесь были изменены рельеф местности и конфигурация квартала: улицу Ленина существенно расширили.

ДК Ставрополь2.JPG

Дворец культуры и спорта профсоюзов, Ставрополь

Торжественное открытие нового объекта состоялось 2 июля 1985 г. Ставропольский Дворец культуры и спорта профсоюзов стал крупнейшим объектом края, предназначенным для культурно-массовых мероприятий. Полезная площадь его помещений составила 16500 кв. м. Во Дворце располагался концертный зал на 1300 мест и кинозал на 350 мест, библиотека, места для занятий спортивных секций, творческих коллективов и кружков самодеятельности.

ДК Ставрополь.jpg

Дворец культуры и спорта профсоюзов, Ставрополь

Внутренние помещения Дворца культуры и спорта профсоюзов украсили масштабные мозаичные панно советского художника и скульптора Евгения Михайловича Аблина. Среди его работ – мозаика на фасаде телецентра в Ташкенте, внутренний декор Московского Дворца пионеров на Ленинских горах, оформление фасада Дворца культуры завода «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону. 

Новое здание Дворца культуры и спорта профсоюзов в Ставрополе с момента открытия поражало горожан своей масштабностью и внутренним убранством. Дворец стал наиболее востребованной концертной площадкой края и крупнейшим центром самодеятельного творчества, где работало около 100 творческих объединений.

ДК Ставрополь3.JPG

Дворец культуры и спорта профсоюзов, Ставрополь

Архитектурная история проекта Ставропольского Дворца культуры и спорта имела свое продолжение. Творческие идеи группы Г.А. Хаджина были признаны удачными и воплотились в еще одном сооружении. Дворец культуры, искусства и техники Волжского автозавода, открытый в Тольятти 6 февраля 1988 г., построили по схожему проекту.

Здание Дворца, расположившееся в центре Автозаводского района на территории 6 гектаров, стало значимым центром культуры и досуга города. В нем располагались театрально-концертный зал на 1325 мест, кинозал, танцевальные и репетиционные площадки, художественная мастерская, библиотека.

Тольятти.jpg

Дворец культуры, искусства и техники Волжского автозавода, Тольятти

Оба Дворца, в Тольятти и Ставрополе, удивительно похожи друг на друга, они сохранили свой внешний облик и до сих пор несут культурную миссию, несмотря на административные преобразования и изменения в общественной жизни.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве