Поиск по сайту:

Ятаган башибузуков
Ятаган башибузуков

В 1926 году Иван Петрович Ермолаев, о котором ничего не известно, передал Ставропольскому центральному народному музею им. М.В. Праве, как записано в документах, «старую турецкую шашку».

Оружие действительно старое. Его клинок от сильного удара разорван. Металл сплошь покрыт плотными окислами. Но это не шашка, а ятаган.

фото1.jpg

фото 1а.JPG

Ятаганы массово распространились в Османской империи во второй половине XVIII – первой четверти XIX вв. как личное оружие янычар, обычно богато украшались и служили скорее статусным элементом костюма, атрибутом принадлежности к янычарскому корпусу.

фото 2.JPG

Османские ятаганы. Фото из книги Э.Г. Аствацатурян «Турецкое оружие»

Однако наш ятаган – настоящее полевое оружие с длинным клинком в 75 см. Оно предназначено для рубяще-режущих ударов на некоторой дистанции от противника, например, с седла, и для эффективного управления центр тяжести путем расширения клинка смещен к боевому концу.

В основе рукояти находится мощный хвостовик – кованое продолжение клинка. Сверху наложены роговые щечки с прочными маленькими «ушами» в виде округлых крыльев, которые расходятся от оси клинка под прямым углом.

фото 2а.JPG

После боевого удара ятаган протягивался режущим движением «на себя», а мелкие «уши» не давали достаточного упора для руки. Поэтому для предотвращения скольжения кисти по гладкому рогу на рукоять надета кожаная накладка со шнуровкой.

В парадном варианте этот чехол снимался, и тогда становилось видно скромное недорогое украшение – тоненький серебряный оклад с примитивным орнаментом из зигзагов и ромбов.

фото 3.jpg

Под ушами завязывалась двуцветная шерстяная тесьма в цветах государственного флага (красный) и исламских организаций (зеленый) Османской империи. От нее остался замасленный почерневший фрагмент. Как она выглядела, можно увидеть на ятагане такого же типа из частной коллекции.

фото 4.jpg

фото 5.jpg

Рукоять ятагана, аналогичного музейному образцу

Когда и где был изготовлен ятаган, и кто использовал его в качестве боевого оружия?

Одним из элементов богатого украшения старинных ятаганов были накладки на клинке у основания рукояти. Накладки на нашем ятагане, как и процарапанные надписи на них, крайне примитивны и подражательны. Как будто оружейник держал перед собой старинный ятаган, но ни достойных материалов, ни мастерства, ни грамотности у него не было, чтобы изготовить такое же украшение.

фото 5а.JPG

Не умея читать и писать, он пытался перерисовать клеймо в виде сложной вязи из букв и цифр, но получилась лишь имитация. В книге известного отечественного оружиеведа Эммы Григорьевны Аствацатурян «Турецкое оружие» опубликованы оригиналы подобных клейм, типичных для ятаганов 1787 – 1824 гг. из Западной и Центральной Анатолии (Малой Азии).

фото 6.JPG

Клеймо в технике серебряной насечки на ятагане 1787 – 1824 гг. (вверху) и его процарапанная имитация на музейном ятагане

На накладках нашего ятагана процарапаны две даты по мусульманскому календарю. Одна соответствует 1861/62 гг. – это время изготовления оружия. Другая – 1910/1911 гг. Надписи сделаны не только в разное время, но и разным почерком.

фото 7.JPG

На клинке ятагана стоит штампованное клеймо в виде гранаты с именем мастера-клиночника арабскими буквами. Оно не датировано.

В целом украшение ятагана дешево и непрофессионально.

фото 8.JPG

После ликвидации янычарского корпуса в 1826 году ятаганы продолжали бытовать среди народов Османской империи. Но производились они уже в значительно меньшем количестве, и качество их резко упало. Тогда же в турецкой армии начали вводить оружие европейского типа, и боевое применение ятаганы могли найти лишь во вспомогательных формированиях.

Сохранились фотографии, сделанные в Константинополе около 1870 г. На них запечатлены колоритные фигуры зейбеков-башибузуков, вооруженных аналогичными ятаганами.

фото 9.jpg

фото 9а.jpg

Французская открытка «Привет из Константинополя. Башибузуки»

Башибузуки (от турецких слов baş – голова и bozuk – испорченный, бешеный) – иррегулярные отряды конницы, ополчение, которое вербовалось правительством Османской империи из наиболее воинственных племен. К таким племенам, например, относились зейбеки, преимущественно сельское население Юго-Западной Анатолии. Неорганизованные и недисциплинированные, башибузуки отличались мародёрством и невообразимыми жестокостями.

фото 10.JPG

Таким образом было установлено, что ятаган изготовлен в начале 1860-х гг. на западе Малой Азии для зейбеков.

фото 10а.JPG

На карте Османской империи отмечена территория производства ятагана

В учетной книге музея Праве запись «старая турецкая шашка» продолжается словами: «взятая у турок при занятии Карской крепости 1842 г.» Так ли это?

Карс – крупнейший город средневековой Армении, позднее входил в состав Византии, Грузинского царства, Османской империи; с 1878 по 1917 гг. – центр Карсской области Российской империи. Во время русско-турецких войн малоприступную Карскую крепость четырежды штурмовали русские войска: в 1807, 1828, 1855 и 1877 гг., три последних раза овладев крепостью. Дата 1842 г. не соответствует ни историческим фактам, ни периоду изготовления и бытования оружия.

Если оружие и было свидетелем боев за Карс, то лишь в 1877 г. Хотя в 1876 г. башибузуков частично организовали в регулярные отряды, а остальных распустили, они вновь появились на полях сражений с началом русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Известный российский военачальник Алексей Алексеевич Брусилов, участник штурма Карса, писал: «Подойдя к Карсу, мы узнали, что значительный отряд турецких войск выступил из Карса в Эрзерум и что с этим отрядом ушел главнокомандующий Анатолийской армией Мухтар-паша... Мы погнались за Мухтар-пашой. Взяли много отставших турецких солдат, часть их обоза... и заночевали у подножия Саганлукского хребта, с тем чтобы на другой день вернуться к Карсу... Лазаретный фургон и обоз сбились с дороги и попали в руки шайки башибузуков, которые убили и изуродовали нескольких солдат».

фото 11.jpg

Однако вернемся к поздней дате, которой помечен ятаган, а именно 1910/11 гг. Она позволяет утверждать, что оружие в это время еще находилось в Османской империи. Тогда оно могло попасть в Россию в период Первой мировой войны с Кавказского фронта. И был это не боевой трофей, взятый при занятии крепости, а военный сувенир, уже сильно состарившийся на родине. Но за ним сохранился шлейф легенды о героических штурмах Карса русскими войсками.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве