Параллельно с созданием промышленной базы государства встала проблема обеспечения жильем тысяч новых работников, устремившихся из сел в города. Она решалась с помощью строительства ведомственных домов, где давали квартиры рабочим тех или иных заводов и фабрик.
Одним из первых примеров служебного жилья в Ставрополе является комплекс зданий на улице Трунова, возведенных в 1927 г. для работников кожевенного завода. Однако подлинный бум ведомственного жилищного строительства город пережил в первые послевоенные десятилетия. В данный период новые квартиры получили рабочие завода поршневых колец и завода «Красный металлист», служащие трестов «Автодор» и «Ставрополькрайстрой», а также многих других предприятий и организаций.
В 1947 г. Государственным институтом проектирования городов Министерства городского строительства СССР «ГИПРОГОР» разрабатывается первый советский Генеральный план развития Ставрополя, который предусматривал коренную реконструкцию исторического центра и появление новых кварталов на окраинах. В 1950-е «ГИПРОГОР» создает типовые серии домов для застройки целых микрорайонов. Это существенно увеличило темпы строительства в городе. Только за 1951 – 1952 гг. в Ставрополе было возведено свыше 40 общественных и жилых зданий и более 1000 индивидуальных домов.
Коренной реконструкции подвергся район, прилегающий к правому берегу реки Желобовки, на востоке города. В XIX – начале XX вв. этот район являлся одним из наименее благоустроенных в Ставрополе. Его населяли мещане среднего и низкого достатка, называемые в газетных фельетонах того времени желубянцами.
План города. 1911 г.
Осетинский поэт, художник и публицист Коста Хетагуров, работавший в 1890-е гг. корреспондентом местной газеты «Северный Кавказ», так описывал эту часть города: «Кто из ставропольских обывателей наиболее знаком с Архиереевским мостом и Желубянской улицей? Извозчики и дрогали. Первые – потому, что ломают на этих улицах свои экипажи, а вторые – потому, что, увязнув в грязи со своими дрогами, тщетно взывают к прохожим о помощи...»
Центром района являлась 1-я Желобовская улица, упоминаемая в заметке Хетагурова. В 1930-е гг. она была названа именем полярного исследователя О.Ю. Шмидта, сохранив при этом свою старую нумерацию, а с 1951 г. стала Московской.
План города. 1940-е гг.
Вскоре наступила пора и жилищно-бытовых преобразований. В течение пятой пятилетки (1951 – 1955 гг.) на улице Московской возник новый квартал ведомственного жилья, состоящий из типовых двух- и трехэтажных домов.
ул. Московская. 1953 г.
Здесь получили квартиры работники управления сельского хозяйства и управления железной дороги, рабочие и служащие предприятий промысловой кооперации, Крайпотребсоюза. И, хотя многих из этих организаций уже не существует, построенные в 1950-е дома служат своему прямому назначению и выделяются на фоне одноэтажной частной застройки, придавая особый колорит тихому и зеленому уголку нашего города.
ул. Московская, 2020 г.