На губернском Народном собрании встретились представители партии меньшевиков и большевиков, эсеры и кадеты. После долгих ночных дебатов губерния получила наименование Ставропольская советская республика, которая стала частью РСФСР.
Применение паровой машины на обмолоте хлеба. Ставропольская губерния. Начало ХХ в.
Накануне революционных событий 1917 года Ставропольская губерния являлась аграрным регионом. Большинство населения проживало в сельской местности (94,6%) и занималось сельским хозяйством, из 1 283 608 человек самой многочисленной группой являлось крестьянство – 1 164 303 человека. Ставрополь не являлся городом пролетариата, здесь насчитывалось 50 мелких предприятий, на которых работало около 400 рабочих. Писатель Илья Дмитриевич Сургучев так охарактеризовал город: «Ставрополь – город тихий и мирный. Фабрик и заводов в нем почти нет. Пришлого рабочего люда тоже нет. Если и есть рабочие, то все больше местные: сапожники, портные, шорники…»
Демонстрация солдат Ставропольского гарнизона на Николаевском проспекте (ныне пр. К. Маркса). г. Cтаврополь. 5 марта 1917 г.
Известие о Февральской революции 1917 года было с восторгом встречено населением губернии. В городах и селах Ставрополья прошли демонстрации, сходы граждан, бурные собрания общественности. Март ставропольчане называли «медовым месяцем» революции. Реакция жителей Ставропольской губернии на февральские события имела свои особенности. Они исходили из социальных, экономических и политических условий: преобладание крестьянства; малочисленность пролетариата; незначительное влияние партии большевиков и высокая популярность эсеров, которые выступали за отмену частной собственности на землю и превращение ее в народное достояние. Этот лозунг был очень привлекательным для ставропольских крестьян.
28 октября в Ставрополе стало известно об Октябрьском перевороте в Петрограде. На следующий день большевиками была устроена невооруженная военно-рабочая демонстрация, незначительная группа рабочих приветствовала солдат у Тифлисских ворот.
К концу декабря 1917 года назрел политический кризис. Необходимо было решить главный вопрос – вопрос власти.

В восемь часов вечера 31 декабря открылось губернское Народное собрание, проходившее в здании мужской классической гимназии. У входа стояла охрана, делегатов пропускали только после проверки мандатов. Здесь ожесточенно дебатировался вопрос, кого поддержать: Учредительное собрание или правительство Ленина.
Желающих высказаться по этому поводу записалось до 50 человек, в основном меньшевики, эсеры и большевики. Во время дискуссии в зале стоял такой шум, гам и свист, что порой невозможно было разобрать, кто о чем говорит. Делегатам не хватало элементарной политической культуры. Отдельных выступающих «захлопывали и затопывали», чуть ли не силой «снимали» с трибуны.
Илья Дмитриевич Сургучев, ставропольский писатель
Присутствовавший в зале писатель И.Д. Сургучев отмечал: «…Я был три года на войне и видел немало страшных вещей, но это народное собрание было самое страшное, что я видел в своей жизни. Было до отчаяния ясно, что зал мужской гимназии – это то самое пустопорожнее место…»
Народное собрание по установлению в губернии советской власти проходило в бурной атмосфере споров и конфронтации, основными силами которой были эсеры и большевики. Последние проявляли большую решительность и оказывали давление на участников собрания.
В результате было принято постановление: «Организовать в губернии власть Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и признать в России законной Советскую власть». Затем Народное собрание избрало губернский Совет в составе 180 человек, в их числе 130 – от крестьян, 20 – от рабочих и 30 – от солдат.
После провозглашения советской власти губерния получила наименование Ставропольская советская республика.
Александр Андреевич Пономарев
Через несколько дней был избран Совет народных комиссаров под председательством Александра Андреевича Пономарева. Начали претворяться в жизнь декреты советской власти...