Поиск по сайту:

Ботаническая иллюстрация П.М. Гречишкина
Ботаническая иллюстрация П.М. Гречишкина

Павел Моисеевич Гречишкин в начале своего творческого пути  много практиковался в ботанических зарисовках, чтобы затем с точностью запечатлеть растения на пейзажах знаменитых заповедников.


Ботаническая иллюстрация возникла в XVI веке и имело сугубо практическую цель — узнавание лекарственных растений лекарями. Точное изображение и скрупулезное описание было необходимо для создания лекарств. 

Первый художник, имя которого дошло с XVI века до нашего времени — это швейцарец Конрад Геснер, создавший тысячи изображений различных частей цветов. С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. 

В XX веке с развитием науки и техники, ботаническая иллюстрация и вовсе обрела исключительно декоративное значение, как любая зарисовка, этюд, и как этап практики любого начинающего художника. 

В запасниках картинной галереи хранятся летние ботанические зарисовки Павла Моисеевича Гречишкина. Их не так много, как пейзажных этюдов, но они дают представление о том, с какой скрупулезностью и ответственностью Гречишкин подходил к своим пейзажам. Даже работая над этюдами, Павел Моисеевич всегда уделял особое внимание деталям флоры, составляющим часть пейзажа.

02.JPG

Самые ранние из сохранившихся ботанических эскизов П.М. Гречишкина. 1951 г. Бумага, карандаш

Художник изучал строение каждого цветка

01.JPG

Самые ранние из сохранившихся ботанических эскизов П.М. Гречишкина. 1953 г. Бумага, карандаш


Затем Гречишкин писал ботанические иллюстрации лугов Теберды.

03.jpg

04.jpg

Субальпийские цветы. Теберда. 1958 г. Картон, масло.

Субальпийские луга исключительно живописны, весенние цветы сменяют летние, отчего цветовая палитра склонов постоянно меняется. Разнотравье, луга с преобладанием вейника тростниковидного, мятлика длиннолистного, овсяницы пестрой, костра пестрого и других растений составляют огромное разнообразие.

05.jpg

С первого взгляда, этюды можно принять за акварельные, с такой легкостью и прозрачностью написаны цветы. Если присмотреться, то видны мазки масла, но даже в этюде нет ни одного лишней детали. И ботаническая достоверность создается лишь несколькими прикосновениями.

06.jpg

В 1965 году эти зарисовки субальпийских лугов Теберды, получили бронзовую медаль на выставке ВДНХ.

07.JPG

08.JPG

На протяжении многих лет П.М. Гречишкина и профессора В.В. Скрипчинского – ученого-ботаника, основателя Ставропольского Ботанического сада – связывала не только дружба, но также общие интересы и сотрудничество. Очень часто пленэры художника и экспедиции ученого проходили в одних и тех же местах.

Это хорошо иллюстрируют ботанические зарисовки Стрижамента.

09.jpg

Цветы луговой степи. Стрижамент. 20 июня 1976 г. Картон, масло.


Стрижамент – самая высокая гора Предкавказья и всей Русской равнины с отметкой 831 м. На Стрижаменте сохранилась уникальная «луговая степь» с богатым генофондом флоры. Здесь есть жёлтые васильки, белые анемоны, голубые незабудки, седой ковыль, оранжевые гвоздики, жёлтый горицвет, клевер и многие другие.

10.jpg

11.jpg

В 1994 году одна из работ Гречишкина со Ставропольским лугом украсила обложку пластинки.

12.jpg

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве