Поиск по сайту:

Вместе, дружно и для общей пользы
Вместе, дружно и для общей пользы

В советское время трудовому воспитанию подрастающего поколения уделялось огромное внимание. Те, чьи школьные годы пришлись на вторую половину 80-х годов ХХ века, помнят такой предмет, как общественно полезный производительный труд (сокращенно ОПТ или ОППТ), который признавался составной частью учебно-воспитательного процесса.

Общественно полезный труд являлся «важнейшим средством выработки осознанного отношения к учебе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности». Трудиться на благо общества учили со школьной скамьи. Учебным планом было предусмотрено от 1 до 4 часов занятий ОПТ в неделю, с учетом возрастных особенностей учащихся. 

1. Страница школьного дневника. Село Донское Ставропольского края. 1989 г..JPG

Страница школьного дневника. Село Донское Ставропольского края. 1989 г.

Основными направлениями «трудотерапии» советских школьников являлись работы по уборке классов и коридоров, на приусадебном школьном участке, по приведению в порядок и благоустройству территории школы, участие в субботниках и мероприятиях по охране природы, сбор урожая в совхозах, ежегодная трудовая летняя практика и др. Внедряя общественно полезные работы, ребят учили нести ответственность за школьное имущество, приучали к коллективному труду, вырабатывая навыки социальной трудовой деятельности – «вместе, дружно и для общей пользы».

В обязательную программу общественно полезного труда входили и сборы макулатуры. Пик активности этого процесса пришелся на 1970-е – 1980-е годы. Лесные массивы в то время резко сократились, появился дефицит бумаги, что привело к активизации сбора и переработки вторичного сырья. Знаменитая фраза «в стране сейчас с бумагой напряжёнка» из культового советского фильма «Москва слезам не верит» в целом соответствовала действительности.

Ставку по сбору бумажного утиля государство сделало именно на школьников и учащуюся молодежь.

2.jpg

Советская пропаганда о повсеместном сборе вторичного сырья работала очень эффективно. На плакатах, календарях, даже на этикетках спичечных коробков размещались призывы сдавать ненужную бумажную продукцию. 

3.jpg

Сбор макулатуры рассматривался не только как приобщение к труду молодого поколения, но и был выгоден государству в экономическом и в экологическом плане. 

11..jpg

На одного школьника была установлена индивидуальная годовая норма сдачи макулатуры – 15 кг. Во второй половине 1970-х годов даже существовала такая шутка: «Каждый пионер должен сдать государству 15 кг макулатуры и двух пионеров, которые этого не сделали». Шутки шутками, но школьники обязаны были ежегодно выполнять установленные нормативы. 

8.jpg

Необходимо отметить, что многими школьниками сбор макулатуры воспринимался не как тяжкая повинность и нагрузка, а как азартный процесс и веселое времяпрепровождение. 

5. Учащиеся школы 5 г. Ставрополя несут собранную маклатуру. 1969 г..jpg

 Учащиеся школы № 5 г. Ставрополя несут собранную макулатуру. 1969 г.

Сбор макулатуры обычно проходил дважды в год: весной и осенью. Городские дети ходили по подъездам, а сельские, вооружившись транспортным средством в виде тачки или старой детской коляски, сначала выносили бумажный хлам из своих домов, затем шли по дворам своих родственников, знакомых, соседей, забирая ненужные газеты, журналы, книги, тетради, для удобства перевязывая их крест-накрест бечевкой. 

4. Сбор макулатуры. 1970-е гг..jpg

Сбор макулатуры. 1970-е гг.

В порыве энтузиазма «случайно» прихватывались и ценные книги из личной библиотеки родителей, что выяснялось только тогда, когда кто-то из членов семьи обнаруживал пропажу, собираясь почитать любимую книгу. Еще печальнее было, если в этой книге находилась денежная заначка, которую взрослые очень часто прятали между страниц. Нередко на переработку шли и дореволюционные издания, доставшиеся от прабабушек и прадедушек. Нерадивые внуки, не сведущие в ценности таких книг, отправляли их в общую бумажную кучу. Процесс сбора макулатуры носил состязательный дух, соревновались между классами, школами, даже между братьями и сестрами. Эта нешуточная конкурентная борьба на почве добычи и захвата бумажных отходов порой приводила к внутрисемейным конфликтам. Во избежание домашних раздоров родители, бабушки и дедушки заранее собирали макулатуру в течение года и делили ее поровну между детьми.

Повоевать приходилось и за районы сбора, особенно если посягали на территорию, относящуюся к другой школе.

Собранную макулатуру выгружали либо во дворе школы, либо непосредственно в специальных пунктах приема. 

6. Советские школьники с собранной макулатурой.СССР 1970-е -1980-е гг..jpg

 Советские школьники с собранной макулатурой. СССР, 1970 – 1980-е гг.

В погоне за рекордами иногда прибегали к хитростям: для большего утяжеления в связку газет или журналов могли подложить булыжник, кирпич или свинцовую вкладку. Пройдет такая махинация или нет, зависело от бдительности приемщика.

За собранную макулатуру государство даже платило, но не пионерам, а школам – от 2 копеек за 1 кг. На заработанные деньги руководство учебных заведений покупало канцелярские принадлежности и другие хозяйственные мелочи. Класс, собравший наибольшее количество макулатуры, награждался грамотой или вымпелом на торжественной школьной линейке. 

7..PNG

Наградой могли быть книги и экскурсионные поездки, но это было очень редко. Участие школьников в общественно полезном труде учитывалось при выставлении оценок за год, а также при выдаче похвальных листов и грамот. 

12.JPG

Для поступающих в высшие учебные заведения это было еще и строкой в характеристике.

Помимо школьников, в сборе макулатуры участвовали и взрослые.

9. Приемный пункт макулатуры. СССР 1970-1980-е гг..jpg

 Приемный пункт макулатуры. СССР, 1970 – 1980-е гг.

Однако их мотивация объяснялась, прежде всего, возможностью купить дефицитные печатные издания и создать собственную личную библиотеку из произведений классиков отечественной и мировой литературы. А если учесть, что Советский Союз был самой читающей страной в мире, спрос на книги был огромным. Особо дефицитными значились собрания сочинений Александра  Дюма, Жюля Верна, Виктора Гюго, Джека Лондона, Эмиля Золя, Артура Конан Дойля, Валентина Пикуля и многих других. Приобрести один том книги можно было только после сдачи 20 кг макулатуры. Если художественная книга шла в двух томах, то нужно было сдать 40 кг макулатуры. Существовали так называемые макулатурные талоны, на которые можно было отоварить дефицитные книги. 

10..jpg

Необходимо отметить, что кампания под лозунгом «Дадим стране бумагу!» имела чрезвычайный успех. К началу 1980-х годов 22% всей выпускаемой в СССР бумаги и картона вырабатывались из макулатуры. По этому показателю Советский Союз шел на уровне европейских стран.

Сегодня полузабытая советская традиция сдачи макулатуры возрождается – так же, как и общественно полезный труд в школах. Многие современные педагоги признают его важной составляющей не только воспитания, но и образования подрастающего поколения.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве