Поиск по сайту:

Стенка для отрывного календаря
Стенка для отрывного календаря

Одно из обязательных новогодних событий – смена календарей. В нынешние времена из года в год календари чередуются, не оставляя о себе памяти. Уже почти ушли в историю предметы интерьера, которые хотя и были связаны с календарями, менялись не часто, а иногда служили десятилетиями. Это стенки для отрывных календарей.

фото 1.JPG

К сожалению, в собрании нашего музея имеется лишь несколько таких вещиц, и все они происходят из архива ставропольских старожилов Ивановых. Часть из них выполнена в лучших традициях отечественной печатной графики 1950-х годов. Чувствуется, что Ивановым нравились сюжеты, связанные с красотой природы.

фото 2.JPG

фото 3.JPG

Самодельная стенка выполнена в технике пирографии: рисунок раскаленной иглой выжжен на картоне.

фото 4.JPG

фото 4а.JPG

Стеночка с букетом анютиных глазок в миниатюрной хрустальной вазочке, выпущенная полумиллионным тиражом в 1955 г., могла украсить любое жилище.

фото 5..JPG

Появление стенок под отрывные календари датируют второй половиной XIX века. В российских музеях хранится много антикварных изданий лучших отечественных типографий, например, Товарищества И.Д. Сытина в Москве. По содержанию они отличались большим разнообразием и могли удовлетворять и интерьеру служебного кабинета, и обстановке семейной столовой.

фото 6.JPG

1914 г. Из фондов Ивановского областного художественного музея.

фото 7.JPG

1916 г. Из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Изображения могли быть аристократически лаконичными, с золотым тиснением, как стеночка с изображением крылатых песочных часов – символа летящего времени.

фото 8.JPG

Нач. ХХ в. Из фондов Выборгского музея-заповедника

А могли быть и утилитарной рекламой промышленной продукции.

фото 9.JPG

1900 г. Из фондов Государственного музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина.

Пожары революций и Гражданской войны никак не отразились на популярности календарных стенок. И печатались они зачастую в тех же, но уже национализированных, типографиях. Прекрасная коллекция живописных изданий 1920-х годов хранится в Национальном музее Удмуртской Республики. Здесь и паровоз, на всех парах летящий по идиллическому пейзажу, и братство рабочих, крестьян и красноармейцев, и далекий от оригинала образ И.В. Сталина, «выходца из народа».

фото 10.JPG

фото 11.JPG

фото 12.JPG

В предвоенные и 1940-е гг. графика календарных стенок была скромной, а после расцвета 1950-х годов утратила свое очарование. Подчас трудно датировать однотипные издания 1960-х – 1980-х годов.

фото 14.JPG

1978 г. Из фондов Исторического музея Тайгинского городского округа.

фото 15.JPG

1986 г. Из фондов Кунгурского музея-заповедника.

Все продемонстрированные стеночки выполнены из картона и подвешиваются. Но делали их из самых разных материалов, а также настольными. Картонка из Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» рубежа XIX-ХХ вв. имеет подставку-упор сзади по типу фоторамки.

фото 16.JPG

Ее современницами являются резная доска из собрания Музея-заповедника Абрамцево, картонная стеночка с бронзовым барельефом из Государственного музея Л.Н. Толстого, подсвечник из Ульяновского областного краеведческого музея.

фото 18.JPG

фото 19.JPG

Держатели для календарей вышивали, выпиливали лобзиком, мастерили из разных материалов.

фото 20.JPG

Из фондов Шебекинкского историко-художественного музея.

фото 21.jpg

Из журнала по выпиливанию лобзиком 1958 г.

фото 22.JPG 

Из фондов Новокузнецкого краеведческого музея

Сегодня стеночки, как и сами отрывные календари, уже становятся памятниками быта. А также напоминают людям старшего поколения об их детстве и о том моменте новогодних праздников, когда со стеночки снимали старый и вешали на нее новый календарь.

фото 23.JPG

1969 г. Из фондов Исторического музея Тайгинского городского округа.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве