Поиск по сайту:

Железнодорожное сообщение в Ставрополе
Железнодорожное сообщение в Ставрополе

В первый день нового 1897 года (13 января по новому стилю) на станцию Ставрополь прибыл первый поезд.

Владикавказская железная дорога в 1875 г. обошла Ставрополь стороной. В 1886 г. стоимость ветви от станции Кавказской к Ставрополю была оценена в 3,75 млн рублей, и ее прокладку посчитали экономически нецелесообразной. С развитием в губернии в конце XIX в. тонкорунного овцеводства и производства твердой пшеницы дорога могла себя окупить.

В 1893 г. началось строительство линии. На укладку 130 верст до Палагиады ушло около 2 лет, на остальные 14,5 верст до губернского центра – больше года, так как глинистый грунт Ставропольской горы, изрезанной глубокими оврагами, был «крайне неустойчив для работ» и подвержен оползням.

1. Чертов Яр железнодорожная насыпь. Фото В. Ольховского 2021 г.JPG

Чертов Яр, железнодорожная насыпь. Фото В. Ольховского, 2021 г.

В Чертовом Яру, в створе улиц Казачьей и Войтика, из-за «плывунов» пришлось снимать уже готовую насыпь, заменять ее «хорошей песчано-глинистой и черноземной землей из отдаленных резервов» за 10 – 18 верст, разбирать уже готовые водопропускные трубы и строить новые, бóльшего сечения. Чтобы предотвратить оползни в будущем, по склонам яра строили дренажи. Из-за этого стоимость Ставропольской линии значительно превысила сметную, а ее открытие отодвинулось более чем на полгода.

2. Чертов Яр дренажная труба. Фото Н. Гальфингер 2021 г.JPG

Чертов Яр, дренажная труба. Фото Н. Гальфингер, 2021 г.

Здание вокзала, возведенное по проекту архитекторов С.Д. Лазарева и М.И. Бржезицкого, напоминало замок. Одними из первых пассажиров новой ветви стала «партия арестантов на город Петровск» (ныне Махачкала).

3. Железнодорожный вокзал ст. Ставрополь. Из фондов СГМЗ конец XIX в.jpg

Железнодорожный вокзал станции Ставрополь. Из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника. Конец XIX в.

Линия Ставрополь – Кавказская оказалась прибыльной, недаром её прозвали «хлебной дорожкой».

4. Водонапорная башня ст. Ставрополь. Из фондов СГМЗ конец XIX в. Немецкая аэрофотосъемка 1942 г.jpg

Водонапорная башня станции Ставрополь. Из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника, конец XIX в. Немецкая аэрофотосъемка, 1942 г.

5. Перрон железнодорожного вокзала ст. Ставрополь. Из фондов СГМЗ 1905 г.JPG

Перрон железнодорожного вокзала станции Ставрополь. Из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника, 1905 г.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве