Поиск по сайту:

Голубь мира
Голубь мира

У современного человека при обсуждении тем, касающихся вопросов мира и мирных отношений, в голове появляются картинки с голубями: голубь над радугой, голубь с веточкой масличного дерева, голубь, расправивший крылья.

На вопрос, почему именно голубь, посетители музея сегодня по большей части пожимают плечами. Кто-то вспоминает девочку-посла мира от СССР Катю Лычеву (советского «голубя мира), в 1980-х гг. посетившую США вскоре после визита в Советский Союз американской посланницы мира Саманты Смит. Рассуждают и на тему использования голубей как почтальонов, но мало кто вспоминает художника, во многом способствовавшего тому, что голубь стал глобальным символом мира в XX веке – Пабло Пикассо.

пикассо.jpg

Пабло Пикассо (1881 – 1973)

Пикассо был большим любителем голубей. Его отец, тоже художник, держал голубятни, и одним из первых уроков рисования для Пабло было дорисовывать лапки голубей на картинах отца. Пабло брал с собой в школу голубя как гарантию, что отец придет за ним после занятий. Голуби – неотъемлемая часть творческих работ художника.  

Для Всемирного конгресса сторонников мира, организованного в 1949 году в Париже и Праге, Пабло Пикассо разрабатывал эмблемы, на которых голуби изображались в разных видах. Одним из первых появился набросок сидящего на земле белого голубя, который и был в итоге выбран поэтом Луи Арагоном для эмблемы конгресса.

2а.jpg

Пабло Пикассо. Голубка мира. 1949 г.

За основу был взят голубь из ковчега, которого Ной выпускал, когда закончился дождь, чтобы узнать, есть ли суша. Когда голубь вернулся в третий раз, то нес в клюве масличную ветвь как символ прощения людей и новой земли. Вообще голубь как вестник неоднократно встречается в библейских сюжетах.

Занавеска для иконы в красном углу жилого дома 1950-е гг..JPG

Занавеска для иконы в красном углу жилого дома. 1950-е гг.

Но голубя мира общественность приняла не сразу, так как многие европейцы считали его символом коммунистического движения. Одна из парижских газет писала, что «марксистская» голубка загадила все стены нашего прекрасного, но, увы, беззащитного Парижа», а самого Пикассо назвала «старым клоуном».

Художественный музей Филадельфии удостоил «Голубку» Пикассо мемориальной медали, и вскоре это изображение стали узнавать и использовать во всем мире, в частности его печатали на почтовых марках коммунистические страны.

Голубь на фоне радуги, созданный Пабло Пикассо в 1952 г., стал одним из символов Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году. Фестиваль проходил всего две недели, став во всех смыслах прорывным событием для советской молодёжи и самым массовым за всю историю проведения. Он пришелся на середину хрущёвской оттепели, его атмосфера была легкой и непринужденной. На улицах Москвы иностранцы свободно общались с москвичами, для посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького.

3.jpg

Пабло Пикассо. Голубка мира. 1952 г.

И, конечно, на формирование образа в массовом сознании повлияла история Саманты Смит и Кати Лычевой. В 1983 г. 10-летняя американская школьница Саманта Смит написала письмо Ю. Андропову и посетила СССР как посол доброй воли, побывав в Москве, Ленинграде и лагере «Артек» в Крыму. В 1985 г. она погибла в авиакатастрофе. 

Лоскутное настенное панно с 9-ю сюжетами на тему мира. Подарок женщин-активисток антивоенной организации Мосты к миру во всем мире. США. Северная Каролина 1988 г..JPG

Лоскутное настенное панно с сюжетами на тему мира. Подарок женщин-активисток антивоенной организации «Мосты к миру во всем мире». США. Северная Каролина, 1988 г.

Традицию детского участия в борьбе за мир между двумя крупными державами было решено не прерывать, и начался конкурс на «советского голубя мира». В 1986 г. из 6000 школьников СССР была выбрана 11-летняя школьница Катя Лычева – юная актриса, снявшаяся к тому времени уже в 3-х фильмах, активная участница борьбы за мир, хорошо владеющая английским языком. 

1.jpg

Катя Лычева, 1986 г.

С 21 марта по 4 апреля 1986 года, после знакомства с президентом США Р. Рейганом в Белом Доме, Катя Лычева отправилась в поездку доброй воли по стране со своей американской сверстницей Стар Роу. В 1988 г. Катя переехала с семьей в Париж. В 2000-х гг. Лычева возвратилась в Россию и работала заместителем начальника управления международного сотрудничества Министерства труда и социального развития, была директором по международному развитию в Объединенном авиастроительном консорциуме, вице-президентом «АвтоВАЗа».

В фондах Ставропольского государственного музея-заповедника есть множество предметов разных лет, на которых изображен голубь как символ мира.

Из фондов Ставропольского музея-заповедника (2).JPG

Из фондов Ставропольского музея-заповедника.JPG

Сегодня образ белой голубки, несущей человечеству послание о мире, актуален как никогда. 

Сувенирный флажок XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. 1985 г..JPG

Сувенирный флажок XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. 1985 г.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве