Поиск по сайту:

Кабардино-Балкарская одиссея
Кабардино-Балкарская одиссея

На виртуальной выставке зрители увидят пейзажи гор Кабардино-Балкарии, над которыми заслуженный художник РСФСР Павел Моисеевич Гречишкин работал в 1965 – 1971 гг.

Горы Кабардино-Балкарии – это уникальные сокровища природы Северного и Большого Кавказа. Гордая красота великих пятитысячников – двуглавого Эльбруса (5642 м), Дыхтау (5205 м), Шхары (5201 м), Коштантау (5122 м), Пика Пушкина (5100 м), Джангитау (5058 м), Казбека (5304 м) и Мижиргитау (5022 м) – вечный ориентир и источник вдохновения для путешественников, альпинистов, писателей, художников и фотографов.

Дарственная коллекция живописи заслуженного художника РСФСР Павла Моисеевича Гречишкина (1922 – 2009) включает в себя богатейшее собрание пейзажей, посвященных горам Кавказа. Еще при жизни Гречишкина называли портретистом гор.

01 - П.М. Гречишкин. Северный Кавказ. 1969 г.JPG

П.М. Гречишкин. Северный Кавказ. 1969 г.

К 100-летию мастера для зрителей впервые демонстрируются все пейзажи Кабардино-Балкарии из запасников.

Активный период натурной работы Павла Моисеевича Гречишкина в Кабардино-Балкарии приходится на 1965 – 1971 годы.

Первый пленэр прошел 19 июля 1965 года в Приэльбрусье, где художник пишет этюды Эльбруса и горы Чегет. Летняя одиссея продолжилась пленэрами в  Баксанском ущелье, у Донгуз-Оруна, Терскола, реки Адыр-Су, в ущелье Адыл-Су, у гор Джан-Туган, Шхельда и Бжедух.

02 - П.М. Гречишкин. Баксанское ущелье. Джан-Туган. 1970 г..JPG

П.М. Гречишкин. Баксанское ущелье. Джан-Туган. 1970 г.

Лето 1966 года художник вновь проводит в горах: пленэры проходят в Приэльбрусье, на Бечасынских пастбищах. В августе 1967 года на автомобиле «Победа» Павел Моисеевич Гречишкин впервые преодолевает туннель в скалах и пишет Черекское ущелье и Верхнюю Балкарию.

В 1968 году Гречишкин предпринимает большую поездку по Северной Осетии, в конце сентября пишет этюд горы Казбек, а в октябре отправляется в альплагерь Безенги. Там он совершает один из самых сложных подъемов в своей жизни – на Безенгийский ледник. Сегодня в залах галереи представлен единственный в коллекции пейзаж Безенгийской стены – 13-тысячного горного массива с пиками пятитысячников Джангитау и Шхары. Пленэры Гречишкина продолжаются у Черек-Безенгийской реки, в Чегемском ущелье и на водопадах.

03 - П.М. Гречишкин. Безенгийская стена ледник. 1970 г..JPG

П.М. Гречишкин. Безенгийская стена, ледник. 1970 г.

В мае 1969 года Павел Моисеевич Гречишкин пишет с натуры Эльбрус, Баксанское ущелье, виды на снежную гору Ужба. Через год Гречишкин посещает Верхний Чегем и Чегемскую теснину. В 1970 году Павел Моисеевич совершает летний подъем на озеро Узун-Кол, расположенное на отрогах Эльбруса, где пишет этюд озера со льдом.

04 - П.М. Гречишкин. Озеро над поляной Узункол. 1970 г..JPG

П.М. Гречишкин. Озеро над поляной Узункол. 1970 г.

Цикл поездок в Кабардино-Балкарию художник завершает в 1971 году. Горы всегда привлекали Гречишкина – это был своеобразный вызов себе: возможно ли передать мощь и красоту величественных гор в пейзаже? И Эльбрус будто говорит нам с полотен художника: будь стойким, оставайся выше всего сиюминутного и незначительного.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве