Колодец (колодезь) - это гидротехническое сооружение для поднятия на поверхность подземных вод. Обычно это вертикальное углубление с укреплёнными стенками и механизмом подъёма воды на поверхность (ведро на верёвке или насос). Колодец копается, как правило, вручную. В Центральной России, особенно в деревнях, наиболее распространены глубокие колодцы, стенки которых закреплены брёвнами, досками, кирпичом, реже камнем; в лесостепных районах преобладали с деревянным срубом, в степных - кирпичные. В нашем южном городе колодцы строились из известняка-ракушечника - превосходного местного строительного материала.
Колодцы в Ставрополе неглубокие - от двух до трёх метров. Это связано с небольшой глубиной залегания подземных вод. Внутри стенки выкладывали камнем или укрепляли деревянными щитами. Не во всех колодцах вода была пригодной для питья. Так, если в южной части города были хорошие подземные воды, то в северной они содержали много солей. Не годившуюся для питья воду использовали для орошения садового участка.
Колодец на усадьбе Смирновых ничем не отличался от других по своему строению и содержал высокоминерализованную воду, которую брали для хозяйственных нужд. Но было у него ещё одно применение - летом его использовали в качестве погребка-холодильника (первые в мире хололильники появились в 1920-е годы, а в России ещё позже). На специально устроенных каменных ступенях хозяева хранили скоропортящиеся продукты. Об этом свидетельствуют найденные на дне фрагменты глиняных горшочков, крынок для молока.
Во второй половине 20 века колодец, скорее всего, уже не действовал - исчезла вода. Да и с развитием водоснабжения города необходимость в нём отпала. В 1970-е годы в доме Смирновых расположился Литературный музей, и садовый колодец оказался заброшенным на долгое время. Постепенно разрушилась и пропала деревянная крышка, затем стала разваливаться каменная кладка.
В 2014 году, когда принялись за восстановление исторического усадебного комплекса, колодец обнаружили в руинированном состоянии, заросшим деревьями.
Чтобы восстановить, его нужно было фактически выкопать заново, так как он был почти полностью засыпан землёй. Для расчистки пригласили опытных сотрудников отдела археологии музея-заповедника. Однако раскопки сопровождались немалыми трудностями. Едва вынули первые 20 вёдер грунта, наткнулись на сплетение мощных корней, опасно распиравших кладку изнутри. Чтобы их убрать, пришлось тяжело потрудиться. Археологам помогли студенты-историки Северо-Кавказского Федерального университета: корни рубили, пилили, тянули... Когда, наконец, их удалили, обнаружилось новое препятствие: на глубине полутора метров через шахту колодца проходил электрический кабель!
К счастью, он оказался давно недействующим и впоследствии был вырезан специальной городской службой.
На глубине 2 м 70 см показался слой светлой водоупорной глины. Кладка на дне отсутствовала - вода сама держала воду. Эта особенность характерна, впрочем, для всех колодцев Ставрополя. Оставалось укрепить стенки сколоченными из досок щитами, как посоветовал наш старый плотник, и сложить надземную часть в четыре ряда аршинных камней, как на фотографии Смирновых. Недостающие камни нашли на старых улицах города, собрали на мельнице Гулиева, доставили с территории бывшего чугунолитейного завода.