Поиск по сайту:

Визит к фотографу
Визит к фотографу

Видные ученые предсказывали фотографии (или светописи) выдающую роль в развитии науки и искусства. Однако в ранние годы своего существования фотография робко внедрялась во все эти сферы – слишком ещё несовершенна была её техника. В портретном же жанре она сразу преуспевает, хотя первой фотографией был пейзаж. 

Фото 1 Вид из окна мастерской. Первый в мире гелиографический снимок Ж. Ньепса сделанный с натуры в 1826 г..jpg

Вид из окна мастерской. Первый в мире гелиографический снимок Ж. Ньепса, сделанный с натуры в 1826 г.

С изобретением броможелатинового способа в 1870-х годах фотографирование удешевилось, стало более доступным для широких кругов профессионалов и любителей. По всей стране, в том числе и в Ставрополе, открывались портретные фотоателье (или «фотографии», как их ещё называли). Быстрота изготовления и дешевизна снимков по сравнению с рисованными миниатюрами способствовали доступности фотопортрета всем социальным слоям. 

Фото 2 Объявление 1893 года..jpg

Объявление 1893 года

Необходимо отметить, что открыть фотоателье или просто заниматься фотографией в то время было не так-то просто. Любой ставропольский фотограф-профессионал, желавший открыть постоянное фотоателье, или просто фотограф-любитель должен был написать прошение в губернскую канцелярию на имя губернатора, направить запросы в жандармское управление и ставропольскому полицмейстеру. При получении благоприятного отзыва губернатором выдавалось свидетельство на право «открыть фотографию».

Свидетельство передавалось будущему владельцу через старшего городского полицмейстера и пристава под расписку, которая затем отправлялась в канцелярию губернатора. В фондах сохранилось обращение купца Григория Третьякова к губернатору Н.Е. Никифораки, где он просит фотографировать и производить фотографические снимки в пределах Ставропольской губернии как любитель.

Фото 3.jpg

Фото 3 оборот.jpg

Свидетельство получено, можно фотографировать: в фондах музея-заповедника сохранились два маленьких семейных альбома купцов Третьяковых за 1909 г. и 1912 – 1913 гг. с видовыми и бытовыми снимками, например, интереснейшие снимки Татарского источника и не только.

Фото 4-1.jpg

Фото 4-3.jpg

Для фотографа-профессионала со свидетельством на руках и оборудованным фотоателье наступал следующий этап – привлечение клиентов. Например, через рекламу. В «Памятной книжке» за 1911 год можно найти объявление об открытии «фотографии» С.М. Тосунова со всеми регалиями и видами предлагаемых работ.

Фото 5.JPG

Анализ фотографий конца XIX – начала XX веков, которые находятся на хранении в фондах музея, позволяет говорить о 18 работающих в разное время фотоателье г. Ставрополя. Предложения ставропольских фотографов-профессионалов были самые разнообразные: изготовление индивидуальных, парных, групповых фотопортретов, увеличение портретов до желаемой величины, фотографии на стекле, ретушь. Кстати, первым в мировой практике фотографии начал применять в своем фотоателье ретушь негативов фотограф Сергей Львович Левицкий. Он признавал только техническую ретушь, устраняющую мелкие дефекты негатива, и резко выступал против украшательства портретируемых с помощью ретуши. В фондах имеется фотография (автор неизвестен) трудового казака на лошади из станицы Ессентукской, где мастерски отретуширована фигура другого казака, держащего лошадь под уздцы (он сливается с лиственной изгородью на втором плане).

Фото 6.JPG

Наклеивались фотографии на картонные бланки, на которых указывались фамилия и инициалы мастера или наименование фирмы, а также местонахождение ателье. Кроме того, на картоне принято было изображать награды, полученные за снимки на российских и международных фотовыставках, если такие имелись.

Фото 7.JPG

Там же оставляли свои автографы и владельцы фотографий (орфография и пунктуация авторов сохранена): «На память дорогой и милой Оли С. от Рисы К. Дорогая Оля вспоминай наши проказы училищные и рассказы по возвращению с Большой улицы, и вообще, вспоминай одну из соучастниц в знаменитом трио».

 Фото 8.JPG

Фото 8-1.JPG

Молодые люди также не отстают от девушек, некоторые подписи отличаются своеобразным чувством юмора: «Маня! Эту образину посылаю на память». Или «Манька не забывай Ваньку».

 Фото 9.JPG

Фото 9-1.JPG

Молодой повеса с тростью в руках и кокетливым взглядом удивляет строками стиха: «Молния вспыхнувши – погасла как зарница… И больно мне, что сам в порыве ослепления разнузданный разврат, за чувство я принял… Кумиру павшему молиться я не мог… в том храме, что конюшней отдаёт».

Фото 11.JPG

Фото 11-1.JPG

Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это в полной мере относится к искусству фотопортрета. Прежде всего, умение фотохудожников творчески подойти к делу, увидеть в человеке внутреннюю красоту и передать её на фото. Оттенить декорацией ту или иную деталь лица, одежды, а нередко и настроение героя. Одним словом, создать из фотокарточки маленькое произведение искусства.


Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве