Первый пятигорский трамвай
120 лет назад, 5 мая 1904 года, в городе Пятигорске началось регулярное трамвайное сообщение.
Вопрос о создании трамвайной линии в быстрорастущем курортном городе возник еще в 1880-е гг. Один из проектов предусматривал трамвай на керосиновой тяге, но по тем или иным причинам от идей отказались.
Ключевой вехой стала электрификация городов Кавказских Минеральных Вод благодаря первой в России гидроэлектростанции «Белый уголь» недалеко от Ессентуков. Ее возвела компания «Сименс и Гальске», также взяв расходы на подвижной состав и трамвайное депо. Перед компанией стояла задача провести две линии – узкоколейную двухпутную от железнодорожного вокзала до Елизаветинской галереи и однопутную от галереи до Провала, где находилась конечная остановка (демонтирована в середине 1940-х гг.).
Почтовая открытка. Пятигорск, Провал, конечная остановка трамвая. Начало ХХ в.
Проектирование включало в себя установку как электротехнических, так и архитектурных сооружений. С этим успешно справились инженеры С.М. Фридман, Кац и И.И. Байков. Трамвайная линия органично вписалась в городской ландшафт, а электростанция мощностью в 700 кВт в достатке обеспечивала энергией близлежащие города.
Шлюз электростанции «Белый уголь». 1970 г. Фото П.И. Махонского
Уникальной особенностью пятигорского трамвая является «метровая колея» шириной в 1000 мм. Это было связанно с проектированием системы под немецкие трамваи, которые в народе именовались «босоножками» за свою форму. Менять колею под стандартную размером в 1524 мм не имело смысла с экономической точки зрения. Сейчас в России лишь три трамвайные системы имеют подобную колею – в Евпатории, Калининграде и Пятигорске.
Вагон-босоножка. Пятигорск, 1990 г. Фото М.П. Колесникова
Первый пробный рейс от вокзала до Елизаветинской галереи состоялся 1 сентября 1903 г. Впереди были месяцы обкатки транспортной системы, и лишь в мае 1904 г. трамвай стал неотъемлемой частью жизни Пятигорска.
За десятилетия своей работы пятигорский трамвай переживал разные периоды. В годы Гражданской войны он практически прекратил работу. По инициативе революционера С. Кирова на базе ремонтных мастерских трамвайного депо был создан патронно-пульный завод, изготавливавший миллионы патронов для нужд Красной Армии. После войны в 1920-х гг. трамвайная сеть значительно расширилась, и к 1940 г. ее длина достигла 19,6 км. Работники пятигорского депо освоили не только ремонт, но и выпуск прицепных вагонов разных конструкций.
Медно-плавильная печь на Пятигорском патронно-пульном заводе. 1918 г.
Во время немецко-фашистской оккупации трамвайная система пострадала настолько сильно, что возник вопрос о ее ликвидации и замене на троллейбус. Вернувшиеся с фронта мастера своего дела спасли трамвай, и в 1943 г. он вновь стал перевозить пассажиров. Возникла и другая проблема – советская промышленность не производила трамваи и вагоны для метровой колеи. Выручили поставки из ГДР и Чехословакии. Вагоны Tatra и сегодня ходят по линиям города.
Трамвай №95 идёт по маршруту №8. г. Пятигорск, 2003 г. Фото М. Вороновой
Масштабная реконструкция 1970-х гг. позволила трамваю развиваться даже в 1990-е годы. Тяжелые эконмические реалии позволили наладить выпуск вагонов для нестандартной колеи уже в России. Усть-Катавский завод поставил в Пятигорск два вагона модели «71-615» в 1995 г. Хорошим подспорьем были купленные в Восточной Европе старые составы, которые выходили на новые линии.
Вагон модели «71-615» Усть-Катавского завода. 1990-е гг.
В наши дни протяженность линий пятигорского трамвая составляет 47,8 км, а в количество пассажиров в 2023 г. составило более 10 млн. человек. Трамвайная система Пятигорска является единственной в крае и считается одним из символов города.
Трамвай 127 на остановке. На вагонах юбилейная символика «Пятигорскому трамваю 100 лет». г. Пятигорск, 2003 г. Фото М. Вороновой
Трамвай 4 на остановке. г. Пятигорск, 2003 г. Фото М. Вороновой